Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ СОБСТВЕННОЕ              

ВЧЕРА - «СПОРТТОВАРЫ», СЕГОДНЯ – «СПОРТЭК»,
А ПРИНЦИП ОДИН: ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ВПЕРЕД

На самом деле, далеко не всякую круглую дату было бы правильно называть юбилеем. Это слово пришло к нам еще из Древнего Рима и означает дату, кратную двадцати пяти. Так что двадцать пять лет – это юбилей, и пятьдесят – тоже юбилей. Не случайно, поздравляя с пятидесятилетием, юбиляру нередко говорят: «За ваши вторые двадцать пять!»
Для частного акционерного общества «Спортэк», которое отмечает свой полувековой юбилей, пятьдесят прожитых лет действительно складываются по формуле «25+25». Ровно двадцать пять лет предприятие прожило в Советском союзе и столько же – при независимой Украине. Примерно половину всего этого жизненного цикла предприятием руководил волевой мужчина, а вторую половину – сильная женщина, стоящая у его руля и по сей день.
Об истории этого уникального предприятия мы сегодня и расскажем нашим уважаемым читателям.

Двадцать пять…

В 50-60-е годы ХХ века огромный Советский Союз развивался быстрыми темпами, все работало на послевоенное восстановление народного хозяйства, совершенствование коммунальной сферы и удовлетворение растущих потребностей населения.
Чтобы упорядочить торговую сеть, Совет Министров УССР принял постановление №369 от 05.05.1966 г. «О дополнительных мерах по дальнейшему улучшению торгового обслуживания населения Украинской ССР», в соответствии с которым республиканское Министерство торговли организовало оптово-розничное объединение по торговле товарами спортивного назначения «Спорттовары» в Киеве и такие же объединения, либо головные магазины в областных центрах.
25 октября 1966 года в Николаевской области было создано объединение «Спорттовары» за счет двух магазинов «Горпромторга» в самом Николаеве, а также по одному магазину «Смешторга» в Вознесенске и Первомайске. С этой даты и пошел отсчет истории предприятия, начала формироваться его материальная база и коллектив. Директором объединения был назначен Василий Иванович Токарь, имевший к тому времени опыт руководства «Универмагом», здание которого с его участием было построено в центре Николаева (ныне – «Детский мир» на ул. Соборной).
Поначалу предприятию передали два склада под хранение трикотажа, обуви и спорттоваров, а группу автомотовелотоваров хранили в подвалах обычных жилых домов, которые нередко заливало при порывах труб. Первые магазины развивавшейся розничной сети больше напоминали маленькие лавки площадью по 60-100 кв. метров, да еще и без отопления. Зато в 1968 году объединение ввело в эксплуатацию магазин «Турист» на Октябрьском проспекте. Правда, изначально он строился под продмаг, поэтому внутри пришлось делать перепланировку, ломать перегородки. Под этот магазин набрали группу из 20 учениц, но к моменту его открытия из них остались лишь несколько, в том числе и нынешний директор предприятия - Валентина Александровна Конотопенко.
Производство товаров спортивного назначения росло вместе с популярностью здорового образа жизни, туризма и спорта, охоты и рыболовства. Единственное, что требовалось - расширять и торговую сеть. Так родилось решение о строительстве ряда новых магазинов и базы на ул. Кирова, куда в 1975 году переехала контора торга.
Уже к концу 70-х гг. на базе объединения «Спорттовары» площадью 4 гектара размещались 1,5 тыс. кв. метров складских помещений и асфальтированные площадки для хранения техники, а общая площадь розничной сети составляла почти 1,9 тыс. кв. метров. Появились новые магазины в Николаеве, Первомайске, Вознесенске, Очакове, Южноукраинске. Во главе их стояли грамотные, добросовестные руководители, бережно относившиеся к товарно-материальных ценностям и сформировавшие работоспособные коллективы: Фролова В.Г., Задиранова Т.И., Добкин И.Л., Щербакова Л.А., Ратушный Г.И., Сенцов П.С., Мищерская М.Р., Максимовская Р.Х., Зажирко Е.М. и др.
Новая страница в истории предприятия открывается в 1989 году. Тогда по инициативе мэра города Александра Фомича Молчанова Николаевский горисполком решением №301 от 23.08.1989 г. «О мерах по улучшению торговли на рынках Николаева» обязал объединение «Спорттовары» открыть автомобильный рынок в полосе отчуждения железной дороги на выезде из Николаева в районе Баштанского шоссе. Так, вслед за оптово-розничной торговлей, «Спорттовары» начали осваивать новый для себя вид деятельности – услуги и рыночную торговлю.
Все эти годы объединение вело активную работу с николаевскими предприятиями по производству товаров спортивного назначения, которые реализовывались не только в Николаевской области, но и поставлялись по всему Советскому Союзу. Это: лодки «Южанка» производства Черноморского судостроительного завода, туристические палатки 2- и 4-местные (ЧСЗ и завода им. 61 коммунара), спальные мешки, спортивная одежда (предприятия облместпрома), туристические наборы мебели и посуда (ЧСЗ и завода «Экватор»). Тут привыкли самостоятельно находить и реализовывать товар, работали со многими предприятиями Советского Союза, вплоть до Средней Азии и Дальнего Востока. Даже на Камчатку отправляли грузы по морю, а потому хорошо знали, когда там начинается и завершается период навигации.
Каждый год перед началом туристического сезона объединение проводило ярмарку-показ товаров, которая разворачивалась в различных местах Николаева – на площади перед Дворцом культуры и техники судостроителей, на улицах Советской, Садовой, на рынке «Колос». Это был не только показ товаров, но и торговля, принимались заказы покупателей на приглянувшийся товар.
Даже спустя десятилетия не забыты люди, обеспечивавшие организацию оптовой торговли на должном уровне, быстрое выполнение заказов и поступление в магазины самых востребованных потребителями товаров. Это: Г.С. Лысенко, К.И. Нафранец, А.Н. Мовенко, В.П. Паламарчук, А.С. Литвинова, Н.В. Рудцкова, А.А. Авдеева, Л.Н. Касаткина, Л.А. Саенко, Г.П. Ситник, В.Г. Репченко и многие другие.
Предприятие стабильно развивалось, улучшалась его материальная база, правда, в основном за счет собственных средств и строительства так называемым «хозяйственным способом». Это ярко свидетельствует о том, что объединение выполняло и перевыполняло установленные показатели, обеспечивая получение солидной прибыли, что, в свою очередь, говорит о правильном подборе кадров и высоком качестве их работы.
В «Спорттоварах» не только хорошо работали, но и хорошо отдыхали. Многократно профсоюзная организация предприятия организовывала туристические поездки в Прибалтику, Закавказье, по городам России. Устраивались утренники для малышей и незабываемые праздники для взрослых – Новый год, 23 февраля, 8 марта, День торговли. Проводились соревнования между магазинами, конкурсы «Лучший продавец», «А, ну-ка, девушки», спортивные состязания. Их победители принимали активное участие в областных конкурсах и спартакиадах.
К 1991 году розничная сеть объединения насчитывала 20 магазинов общей площадью более 5,7 тыс. кв. метров, базу с 15 складами общей площадью более 6 тыс. кв. метров и рынок площадью около 10,9 тыс. кв. метров.
Такими были первые двадцать пять лет работы предприятия «Спорттовары». В конце этого периода произошли два знаковых события. Первое событие – грандиозное, всемирно-исторического масштаба. Речь – о распаде СССР. Второе событие имело определяющее значение для самого предприятия – немногим ранее, на предприятии появился новый директор – Валентина Александровна Конотопенко, проработавшая в «Спорттоварах» практически всю свою сознательную жизнь.
Начинались новые времена – непонятные, тревожные и непредсказуемые. Но, как известно, человечеству свойственно всегда надеяться на лучшее. Люди старались думать только о хорошем, о радужных перспективах, ожидающих их в будущем.
Все оказалось не так просто.

…плюс двадцать пять

Конечно, тогда, в начале 90-х годов ХХ века мало кто мог представить, что Советский Союз – крупнейшее государство планеты, занимавшее одну шестую часть мировой суши, развалится словно карточный домик буквально за несколько месяцев. А перед руководством николаевского объединения «Спорттовары» встала новая задача: как сохранить то, что было приобретено за предыдущие два с половиной десятилетия?
1992 – первый год жизни в новых экономических реалиях, стартовал с обрушения десятилетиями с таким трудом нарабатывавшихся связей с поставщиками товаров, особенно из других союзных республик. Рыночная экономика, коммерциализация, либерализация цен, жесткая конкуренция – всему этому приходилось учиться буквально на ходу. Это сейчас бизнесу учат в вузах и на всевозможных курсах, позволяют пройти практику и набить руку. А тогда все было иначе: если хочешь выжить, сохранить предприятие, значит должен оставаться на плаву, и решай сам, как это делать. Иного пути просто не было.
Возможно, потому что предприятие и до этого было хозрасчетным, ориентированным на зарабатывание прибыли, ему проще других удалось адаптироваться к радикально изменившимся правилам игры.
В ход шло все – любые товары и любая валюта: украинские купоно-карбованцы и российские рубли, американские доллары и польские злотые. Доходило до того, что предприятие занималось экспортом татарбунарских арбузов и хранением на своих складах комплектов для сборки гробов. Рассматривались даже самые фантастические варианты, такие, например, как открытие своих продовольственных магазинов в Польше и доставка в Николаев импортных товаров народного потребления морским путем с превращением автомобильного рынка в мелкооптовый рынок ширпотреба по типу одесского «Седьмого километра». Коллектив был готов заниматься чем угодно, лишь бы сохранить «Спорттовары» и сберечь свои рабочие места.
В народе говорят: «Дай нам Бог только те испытания, которые мы сможем вынести». Но судьба, особо не церемонясь, преподносила предприятию все новые и новые сюрпризы: непредсказуемая налоговая политика государства и откровенно абсурдное законодательство, гиперинфляция и невозможность брать в банках кредиты под чудовищные, откровенно грабительские проценты. А тут еще вдобавок стартовала приватизация.
До этого первыми из 28 украинских торговых объединений «Спорттовары» николаевцы перешли на аренду. Предприятие арендовало у государства свой же имущественный комплекс, который, будучи на хозрасчете, коллектив, по сути, и так создал за счет заработанных своими силами средств. А вскоре был поднят вопрос о приватизации. Коллектив понял: останавливаться нельзя, дорогу осилит идущий. Если предприятие не выкупим мы, это сделает кто-то другой.
Тут, как назло, подножку подставил фонд госимущества, вынудив объединение «Спорттовары» отправить в «свободное плавание» семь магазинов в Первомайске, Вознесенске, Южноукраинске и Очакове. Впоследствии трудовые коллективы всех этих магазинов утратили контроль над ними и остались, что называется, у разбитого корыта.
Возникли проблемы и в самом Николаеве. Объединению разрешили приватизировать лишь несколько магазинов, остальные ушли «на сторону». Очень скоро практически все они повторили судьбу магазинов в городах области. И только те несколько магазинов и авторынок, которые остались у «Спорттоваров», сумели выжить, не уйти в чужие руки.
Для коллектива начался новый тернистый путь – создание акционерного общества. Дело было новое, неизведанное. Где-то помогал жизненный опыт, где-то просто – житейское чутье. Разумеется, приходилось штудировать законодательство.
Вдобавок ко всем бедам на «Спорттовары», как стало модным говорить, «наехали». Причем, что самое обидное, не какие-то бандиты из 90-х годов в спортивных костюмах и кожаных куртках (хотя в свое время и такие здесь появлялись, пытаясь прибрать к рукам предприятие, но, неожиданно для себя, получили жесткий отпор), а чиновники мэрии, попытавшиеся ликвидировать авторынок и открыть его в Корабельном районе Николаева уже под своей «крышей». И это несмотря на то, что рынок на Кирова открывали по решению Николаевского гор­исполкома и предприятие имело на него законно оформленный земельный отвод.
Забегая вперед, отметим, что рынок удалось сохранить. Он специализируется на автотоварах и автоуслугах. Конечно, у кого много денег, тот решает свои «автомобильные вопросы» в автосалонах и на брендовых станциях техобслуживания. Но не факт, что там, заплатив втридорога, клиент получит качественную услугу и нужный товар. А здесь он получит практически все: и автотовары для легкового и грузового транспорта, для мотоциклов и тракторов, и услуги по ремонту двигателей, ходовой части, шиномонтажу, балансировке, рихтовке, установке стекол, электронной аппаратуры и т.д., и т.п.
На рынке царят чистота и порядок, здесь есть все необходимые коммуникации, своевременно обеспечивается уборка и вывоз мусора, а главное – сохранность товаров и оборудования. Все возникающие вопросы администрация решает в полном взаимопонимании с предпринимателями. Кстати, это единственный рынок в Николаеве, где предприниматели освобождаются от аренды как на время отпуска – две недели в год, так и на время болезни.
В целом доходы ЧАО «Спортэк», перенявший эстафету от объединения «Спорттовары», получает не только от авторынка. В активах предприятия и те магазины бывшего торга, которые они сумели приватизировать и сохранить. Это известный каждому николаевцу «Дом спорта» на углу улиц Соборной и Потемкинской, магазин на рынке «Колос», кафе «Смакота» на въезде на авторынок, вместительный трехэтажный админкорпус и мощная складская база. И это еще не все!
Фирма «Спортэк» работает с прибылью, её акционерами являются члены трудового коллектива «Спорттоваров», принимавшие участие в их приватизации, каждому из них по итогам работы начисляются дивиденды. Хотя сами акционеры понимают: сегодня важны не дивиденды как самоцель, а вложение денег в развитие бизнеса, поскольку на дворе кризис – нужно как-то выживать. Кризис, это ведь и время новых возможностей, как утверждали китайские мудрецы. Поэтому вложение одной гривны в развитие бизнеса в эпоху кризиса может дать пять или десять гривен завтра, когда этот пресловутый кризис закончится.
Именно следуя такой логике, в конце прошлого года предприятие открыло прямо на въезде на авторынок магазин «Рыбалка и туризм», где представлен широкий выбор палаток, спальных мешков, термобелья, обуви, комбинезонов для рыбаков, ножей, фонариков, термосов, различных приспособлений для рыбалки и много чего еще. В отличие от других магазинов аналогичного профиля, «Рыбалка и туризм» обладает вместительным торговым залом, в котором выставлен огромный ассортимент товаров, все можно посмотреть, пощупать, проверить. Это вам не будка или подвальчик, а современный полноценный магазин. И еще одна местная фишка – велосипеды. Они здесь дешевле, чем в других магазинах, отечественной сборки, с импортными узлами и переключателями скоростей, с гарантией и возможностью техобслуживания.
Сегодня предприятие осваивает направление интернет-продаж, значительная часть той же велотехники и комплектующих реализуется через сеть Интернет покупателям из других городов – Киева, Львова, Запорожья, Одессы. А в перспективе там же будут выложены и наиболее заманчивые предложения предпринимателей, предлагающих товары и услуги на авторынке. Да что там Интернет, если «Спортэк», используя передовые технологии, размещает на суточных депозитах свои свободные средства!
В планах – открытие на территории рынка сопутствующих производств. Каких? Пока это коммерческая тайна. Но поверьте, друзья, скоро вы все узнаете сами.

С таким директором – и в огонь, и в воду!

Маститым профессорам можно бесконечно спорить о роли личности в истории, но если дело касается конкретного предприятия, то любому очевидно, что очень многое здесь зависит от руководителя. Прежде всего, зависит то, будет ли это предприятие востребованным на рынке, а значит, успешным и прибыльным, не «загнется» ли оно, не распадется ли.
С директором ЧАО «Спортэк» Валентиной Александровной Конотопенко никакие потрясения коллективу не страшны. Она работает на предприятии со времени его основания, прошла все ступеньки карьерной лестницы, начиная от младшего продавца, обладает огромным профессиональным и жизненным опытом, живет не только сегодняшним днем, но и упорно работает на перспективу.
Говорят, не будет никогда попутного ветра, если капитан не знает, куда ему плыть. Валентина Конотопенко знает, куда ей плыть, знает, как проложить единственно верный курс в бурном море рыночной экономики. Тут её ценят и уважают, даже посвящают ей бесхитростные, но искренние и трогательные стихотворения собственного сочинения. В коллективе прекрасно понимают, что если бы не она, «Спорттовары» ушли бы в небытие, как и все остальные торги, акционеры остались бы без своего имущества, а работающие здесь люди – без средств к существованию.
Благодаря директору, предприятие славится как своей корпоративной культурой, так и мощной социальной составляющей. Здесь по-прежнему вместе отмечают праздники и дни рождения, проводят конкурсы и спортивные состязания, поддерживают своих ветеранов предприятия, никогда и никого не оставят в беде. «Спортэк» вообще славится своей благотворительностью, помогает детям войны, больным и инвалидам, поддерживает украинскую армию.
– У нас своя специфика работы, ведь товары, на которых мы специализируемся, не являются предметами первой необходимости, – рассказывает Валентина Александровна. – Лишь решив самые насущные жизненные вопросы, вы решаете купить машину. А купили машину – хочется куда-то поехать отдохнуть на своих колесах. Тут же потребуется и специальная одежда, и туристическое снаряжение и все, что нужно для рыбалки и отдыха. Конечно, это не хлеб, не молоко, но наши товары востребованы, поскольку человек всегда стремится к лучшему.
Валентина Александровна буквально влюблена в родное предприятие, в трудовой коллектив и предпринимателей-арендаторов. Для нее «Спортэк», словно ребенок, которого она родила в тяжких муках, выходила, вырастила и воспитала, ведь работает здесь буквально со школьной скамьи. Были и нападки, и попытки рейдерских захватов. Но зла на тех, кто занимался столь неприглядными вещами, она не держит. «Спасибо всем, кто нам мешал, – полушутя-полусерьезно говорит она. – Наши недруги нас закалили и теперь нам никто не страшен».
В ее семье царят счастье и гармония, с мужем более четырех десятков лет назад они познакомились, когда работали в одном магазине, вместе воспитали сына – достойного продолжателя рода, теперь вот подрастают внучки – две смышленые и доброжелательные девчушки.
– Наша страна настолько перспективная, а украинцы настолько целеустремленны, трудолюбивы и коммуникабельны, что мы просто обречены жить достойно и счастливо, - убеждена она. – Падение экономики бесконечно продолжаться не может. А тут еще и эта проклятая, никому не нужная война. Она угнетает и наши души, и экономику, и финансовую систему, и общество в целом. Пусть она как можно скорее закончится!
– В дни нашего полувекового юбилея, - продолжает Валентина Александровна, – желаю всем крепкого здоровья, ведь оно никогда не бывает лишним и его не купишь ни за какие деньги. Желаю сохранить ту дружбу, слаженность и взаимопонимание, которые у нас есть, чтобы мы и впредь поддерживали друг друга и в горе, и в радости. Арендаторам желаю финансового процветания и взаимопонимания, мы всегда готовы идти вам навстречу. А нашим ветеранам – спасибо большое за труд. Спасибо, что вы у нас есть. Мы о вас не забываем.

Записал: Станислав Козлов
Фото: Валентина Письменного и из архива предприятия

 

Обложка журнала №069
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005