Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

     ИМЕННОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО     

ХРАНИТЕЛЬ РУССКОГО СЕРДЦА АМЕРИКИ

Прочитав название этой статьи, дотошный читатель наверняка задаст себе вопрос: «А где же бьётся это сердце»? (под словосочетанием «русское сердце» в США понимают духовный центр выходцев из бывшего СССР - русских, украинцев, белорусов, молдаван, грузин и др.). Ответив: «Брайтон Бич в Нью-Йорке», читатель, пожалуй, ошибётся. Это сердце находится в самом тёплом штате Америки - Флориде, в курортном городе Майями. И дело не в том, что чистый песок и тёплые от Гольфстрима волны океана облюбовали звёзды эстрады со всего мира. Именно тут находится величественный храм блаженной Матроны Московской, который недавно получил статус собора.
Настоятелем собора является выходец из украинских Карпат, благочинный флоридского благочиния РПЦЗ, архимандрит Александр (Беля). Батюшка родился в большой семье священника с богатыми православными традициями. Его папа - благочинный Нью-Йорка, настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского Собора в Бруклине, протоиерей Александр. По материнской линии у отца архимандрита есть дядя - схииеромонах Аввакум, который ушёл на Афон и 50 лет подвизался на Святой Горе. Теперь он молится у Престола Божьего.
О. Александр учился на богословском факультете Прешовского университета в Словакии, в аспирантуре по богословию Карловского университета Чехии. Надо сказать, что прихожане собора в Майями не представляют его без родного брата настоятеля - Иоанна Беля, который взял на себя непростое послушание старосты. На нём вся финансовые и хозяйственные вопросы.
Сам собор бл. Матроны Московской его настоятель называет не иначе, как ЧУДО. Чтобы построить такой храм, нужно не менее 5 000 000 $. Собор удалось купить за 1 млн. 300 тыс. долларов, да ещё и в кредит (кто захочет помочь собору погасить долг, заходите на stmatrona.com).
По молитвам к матушке Матроне в соборе бездетные женщины обретают радость материнства, раковые, безнадёжные больные исцеляются. Всё чаще и чаще в собор заходят, а потом крестятся в православие коренные американцы и испаноязычные выходцы из «островов» - Кубы, Гаити, Карибов и др.
Особо надо подчеркнуть, что «русское сердце» охватывает своим молитвенным и архипастырским вниманием глава РПЦЗ, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Владыка - частый и желанный гость в Флориде.
БЕЙСЯ БЕЗ СБОЕВ, РУССКОЕ СЕРДЦЕ! Многая лета вам, владыка Иларион, отец Александр, Иоанн и все прихожане Собора блаженной Матроны!

Ведро вакцин

Это словосочетание я едва понял (с английским у меня пока туговато). Это был ответ американского монаха-миссионера Силуана (Браун) на высказанное мною желание поехать с ним в Кению и разделить труды несения Слова Божьего в экваториальной Африке.
И тут даже дело не в том, что это ведро надо влить мне перед поездкой, чтобы не подхватить экваториальный «сувенир». Таких вёдер не одно, а множество желательно прихватить с собой для остро нуждающихся в лекарствах жителей Кении (монах Силуан не в Найроби (столице) проповедует, а в самых отдалённых, нищих районах страны, где многие жители никогда не видели белого человека). А ещё миссионер имел в виду ДУХОВНОЕ «ведро вакцин», которое, конечно, более важно для африканцев. Более важно для подопечных брата Силуана, до которых ещё не добрались вездесущие католические и протестантские миссионеры.
Несколько слов о брате Силуане: он родился в 1983 году (выглядит старше возраста Иисуса), в штате Колорадо (США), в г. Денвер. Служил в морской пехоте, воевал в Ираке. Рассказывал он, как после ужасов войны уехал на остров св. Нила на Аляске и целую неделю просто плакал. Работал он и военным полицейским в Японии, пока его здоровье окончательно не расшаталось.
Постриг Силуан принял в 2011 году. В штате Флорида занимался реабилитацией ветеранов Ирака, страдавших от последствий черепно-мозговых травм, их психологической поддержкой, пока Господь не благословил его ехать в Африку.
Монах рассказал мне о трудностях своей работы. Пока всё было в режиме интернета, было полегче. Труднее стало «на месте». Мы знаем выражение: «Восток - дело тонкое, Петруха». Можно слегка перефразировать: «Африка - дело тончайшее». Например, в Кении постоянно идёт межплеменная война (кстати, там до сих пор используют копья и луки). Она то утихает, то усиливается. Быть другом какого-то одного племени - неразумно. Будешь врагом для всех.
Насекомые экватора (Кения разделена нулевой широтой пополам; можно одной ногой стоять в северном полушарии, а другой - в южном) - это отдельная тема. Они летают, прыгают, ползают днём и ночью, часто в поисках вашей крови.
Я спросил у Силуана: «Нет ли проблем с местными колдунами, с язычниками, например, вуду?» Нет. Проблемы с пятидесятниками и иными протестантами, которые иногда всё-таки добираются до подопечных Силуана и пытаются представить Православие, как НОВУЮ ОЧЕРЕДНУЮ СЕКТУ. И православные греки тут не очень разумно поступали. Мы де люди повыше вас, потому что деньги вам привозим. Простые, можно сказать, первобытные сердца аборигенов сразу уловили эту гордыню.
Брата Силуана поддерживает духовенство Александрийского патриархата, епископы Афанасий и Неофит. Первое, чем помог Силуан лично от себя - это Чаша и иная необходимая церковная утварь.
Кое-что об итогах деятельности брата Силуана: вместе со священниками Александрийского патриархата он крестил около 80 человек. У него в Кении 23 крестника и крестниц. Монах опекает детский приют. Все дети - сироты. Родители, в основном, умерли от СПИДа.
Если, как уже писалось, белый человек там большая редкость, то человек с бородой вообще чудо невиданное. Для детей высшее наслаждение - подержать Силуана за бороду. В зоосаде люди своё внимание на него от львов и носорогов переключали. Подумаешь, львы и носороги! Этого добра в Кении полно. А борода - это в диковинку.
Монах работает с миссионерскими центрами св.Варнавы, св.Тавифы, св.Ирины. Местные предпочитают иметь дело с американцами. Из-за многочисленных злоупотреблений «своим» уже не доверяют. Главной задачей на сегодняшний день Силуан считает не заниматься бесконечными поставками средств и вещей (хотя, конечно, дети в них очень нуждаются), а оживить местный рынок, бизнес для самоокупаемости.
Тут тоже надо учитывать многое. Как-то пятидесятники научили местных женщин платья шить. Так и валяется одежда огромной кучей. Её некому и не за что покупать. Монах Силуан надеется на предложения бизнесменов. А я посоветовал туристический бизнес и паломничество наладить. Кения - интереснейшая страна. И Эфиопия рядом со старинными пещерными храмами.
«Дивный путь МАЛЫХ ДЕЛ, пою тебе гимн!» - пишет архиепископ Иоанн (Шаховский). Думаю, у читающих эту статью есть возможность сделать БОЛЬШОЕ ДЕЛО. Копить сокровища на Небе можно не только путём финансовой помощи, а и добрым советом, интересными предложениями для африканцев. Помочь бездомным детям можно в системе Pay Pal (orthodoxafrica.org). Берём ведро вакцин и - вперёд!

Не гудбай, Америка

«Исчадие ада», «угроза миру», «бесовское кубло», «содомское гнездо», - какими только эпитетами не обвешивают Соединённые Штаты Америки не по разуму ревнивые «православные». «Быстрее бы цунами накрыла или ураган сдул эту проклятую страну! Гудбай, Америка!”
С 2009 года, когда я в первый раз прилетел в США, моё внимание привлекли не трансвеститы в женских платьях на острове Ки Вест, а удивительный для славянина феномен: американцы из бездуховного «общества потребления», атеизма, комфортного протестантизма и католицизма переходят в Православие.
«Почему?” - задавал я вопрос, беседуя с молодыми американцами из семинарии Джорданвилла. Люди ищут и находят ИСТИНУ, ЖИВОГО БОГА находят.
Вокруг США расположен «Пояс Богородицы» - 19 православных монастырей, основанных старцем Ефремом Филофейским. В 2015 г. Господь сподобил меня не только встретиться с этим живым святым в монастыре св. Антония Великого (пустыня Сонора, штат Аризона), а и с монахами-американцами беседовать.
Ревность к Православию у американцев, которой иногда и нам славянам надо поучиться, я видел не только в Аризоне, а и в других монастырях и приходах от Канады до Мексики, от Вашингтона до Сан Франциско.
Например, на приходе св. первомученика и архидиакона Стефана (Орландо, штат Флорида), где и священник, и дьякон, и 90% прихожан - англоязычные американцы, верующие предпочитают стоять на молитве, в отличие, например, от «сидячих» православных греков.
В свой шестой приезд «на запад солнца» я несколько дней молился в Крестовоздвиженском монастыре РПЦЗ в штате Западная Вирджиния. Монастырь, опять-таки, полностью англоязычный. 100% братии американцы, ни слова ни знающие по-русски (ну, может, 2-3 слова знают). Службы - только по-английски! (ну, может, пару наших «паки и паки» дьякон вставит).
Штат West Virginia, в котором расположен монастырь, назван в честь Елизаветы - королевы Англии и Ирландии (†1603), которая не была замужем (The Virgin Queen - «девственная королева»). Символом штата является чёрный медведь барибал и бабочка-монарх. Девиз - Montani semper liberi («Горцы всегда свободны!»).
В этот штат мы ехали через всю Восточную Америку из Флориды, но сразу узнали его по живописным горам Аппалачи с густым лесом, горными речками и водопадами. Высота штата больше, чем любого другого региона к востоку от Миссисипи, поэтому зовут его ещё «Горный штат».
История обители начинается в 1986 году, когда иеромонах Каллист (Пазалос) (†1992) основал Крестовоздвиженскую пустынь в Миссури. После его кончины монастырь был принят под духовное окормление Свято-Троицким монастырём Джорданвилля, как подворье.
К 2000 г. число братии значительно увеличилось, и монастырь перебрался в Западную Вирджинию. Особенно процветать обитель стала с 2008 г., когда сюда прибыла икона Пресвятой Богородицы «Порт-Артурская». Подворью был предоставлен статус отдельного монастыря.
В 2012 г. тут вышел первый номер журнала «Kairos Quarterli». В 2013 г. пострадал от пожара Богородице-Рождественский скит и свечной завод. 1 марта 2016 г. на новое монастырское кладбище были перенесены останки основателя монастыря - о.Каллиста из штатa Миссури. В качестве подворья монастыря действует Иоанна-Богословский скит в г.Хираме, штат Огайо.
Монахи полностью живут по Уставу и принципам восточного православного общежительного монашества. Они производят благовония по древним афонским рецептам, пишут иконы. Из-за обилия молока от монастырских коз монахи начали варить мыло. Я вспомнил 1975 год, когда на уроке химии нам предложили сварить мыло. Понюхав гадость, которая у меня получилась, я сказал учительнице: «Лучше за 12 копеек брусок в магазине купить». Тут же мыло пахучее и прекрасное. Натуральное мыло.
Когда-то с любезным участием первоиерарха РПЦЗ, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Господь сподобил меня погостить у протоиерея Виктора Потапова - настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне. Вот что батюшка говорит об обители в Зп. Вирджинии: “Крестовоздвиженский монастырь удивляет тем, что все монахи - американцы. Песнопения исполняются тоже по-английски, но знаменным, русским распевом. Монашеские традиции - строго русские... Те же рясы, те же клобуки, те же расписания богослужений”.
Я очень люблю песнопения монахов нашей Киево-Печерской лавры и грузинское православное пение. Самое душевное... нет! - духовное песнопение знаменным распевом (от древнерусского слова “знамя”, “знак”; поют не по нотам, а по “крючкам” - нотациям с киноварными “пометами”) я слышал в Андрониковом монастыре в Москве и на Крутицком подворье. По красоте, несмотря на английский язык, песнопения в Крестовоздвиженском монастыре не уступают песнопениям на “востоке солнца”.
В этой монашеской обители “оглушающая” тишина. Воистину, тишина - это голос Вечности. Ущелье и лес напоминают Космо-Демьяновский монастырь около Алушты в Крыму, а кресты на кладбище такие, как в Оптиной пустыни (мощи оптинских старцев в Свято-Пантелеимоновом храме имеются). Деревянные срубы напоминают среднюю полосу России и даже - север. На трапезе будто специально подают борщ и гречневую кашу, но с вкуснейшей рыбой горячего копчения прямо из Аляски.
Я знал, что большинство братии - бывшие католики, но удивился, когда узнал: настоятель архимандрит Серафим (Шидлер) - не просто из католиков. Он бывший член сурового ордена бенедиктинцев. И игумен Андрей - бывший католический священник.
“Почему всё-таки, Вы в Православие перешли?”,- на этот вопрос мне наиболее пространно ответил Ричард Бургер. Он в монастыре с женой Кларой живёт и выполняет послушание консультанта по финансовому риску (в условиях США этот труд очень важен).
Ричард учился в католическом университете в Ватикане (Рим) и высказывал недовольство профессорам по поводу схоластики. Он быстро уловил “активность и хладность ума” у них, и - “горячее сердце” у нас. Любопытное сравнение: в молодости Ричард играл в хоккей за профессиональный клуб “Нью-Йорк Рейнджерс” и теперь говорит: “Католики - это просто номер на спине, а Православие - это суть христианства, это - название команды на груди. Ещё до 1054 года, с IV века западная Церковь находится ВНЕ ИСТИНЫ. Там много прекрасных и благочестивых людей, но католическая Церковь потеряла ПУТЬ И СМИРЕНИЕ. Там давно места Христа опустело... Вернее, на нём папа римский сидит. Моя жена из Колумбии, из рьяных католиков, но теперь она более православная, чем я”.
Ричард уверен, что после смерти все католики православными становятся, потому что ИСТИНУ воочию видят. Этот 66-ти летний муж пережил многое. Он раком болел, а врачи руками разводили: “Не жилец”. Даже в страховке отказывали. Когда все деньги на лечение ушли, он с семьёй без дома остались. Было голодно и холодно. Жили в автомобиле, но горячо молились.
Чудо не заставило себя долго ждать. Постучал им в окно минивэна один итальянский мафиози и говорит: “Выходите. Вот ваш дом”,- на свой особняк показывает. “А ты как же?”. “А я в трейлере поживу. Грехов у меня много. Может, простит Господь?”.
Потом Ричард все суды выиграл. Все страховки ему заплатили. И исцелился он окончательно. Впоследствии, благодаря Бога, они дом и всё имущество раздали; в Крестовоздвиженский монастырь переехали. А я всё не унимался с вопросами: “Почему вы всё-таки русское православие выбрали, а не вездесущих греков или сербов, или - румын”?
Во-первых, Ричард несколько лет работал в Украине, в Харькове. Там он внимательно к Православию присмотрелся. Во-вторых, греки ему из-за экуменических поползновений не понравились. Он с женой готовился миропомазание в Антиохийской Церкви принять, но там тайна исповеди - не тайна. Если священник на исповеди услышит о каком-либо даже незначительном нарушении закона, он обязан в полицию сообщить.
Одна проблема смущала в православном храме: как он с больной после хоккея спиной будет стоять? Настоятель монастыря на это ответил: “Нет проблем. Мы для тебя стул поставим”. Теперь молится Ричард со своей женой за своих детей и внуков, которые по всей Америке живут.
Еду на службу в монастырский храм и вижу - парень идёт по дороге, такой похожий на наших ребят. Спрашиваю: “Он случайно не из России или из Украины”? “Нет. Что Вы? Он коренной американец и бывший потомственный адвентист седьмого дня. Мишей его зовут”.
Любопытную мысль услышал я от одного бывшего не православного: “Вы - исконные православные не видите кое-что в вашей Церкви, потому что привыкли к этому. А мы свежим взглядом видим” - “???” - “Это - КРАСОТА”.
“Православные обладают сокровищем, в сиянии которого меркнут и красоты Парижа с Эйфелевой башней, и все блага технического прогресса, мчащиеся, шумящие, фосфоресцирующие где-нибудь в районе Манхэттена города Нью-Йорка” (о. Артемий Владимиров).
В монастыре действует некая “школа молодого бойца” - настоятель проводит ежедневные беседы с послушниками, будущими монахами. Настольной книгой у него является труд Святителя Игнатия (Брянчанинова) “Приношение современному монашеству”. Название книги звучит на английском как “Арена”, в смысле - “соревнование”, “борьба”, “брань”.
В Крестовоздвиженском монастыре я впервые услышал молитвы за мир в Украине на английском языке, и не только на Литургии, а и во время Всенощного бдения. Спасибо, братья!
Когда ехали назад, вo Флориду, над нами долго парил белоголовый орлан - живой герб США. “Гуд бай, Америка, о-о...” - поёт В. Бутусов. “Не гуд бай, Америка!” Америка остаётся в сердце навсегда, как и любая земля Господня.

Архимандрит Варсонофий (Подыма)

 
Обложка журнала №071
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005