Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО           

Купец-исповедник

Однажды по делам служебным я приехал в город с непростой историей, который за две с половиной тысячи лет своего существования сменил название раз двадцать: Тира, Аккерман, Белгород… - в общем, «Белая крепость» на всех языках – ныне Белгород-Днестровский. Территориально вроде как в подчинении Одесской области Украины, а по ощущениям – как-будто живут люди в древней крепости сами по себе.
Находясь в этом городе, узнал об исповедническом подвиге купца из Трапезунда, совершенном им здесь в XIV веке.
Однажды, когда святой великомученик Иоанн Новый Сочавский (именно так сейчас обращаются к этому святому), а тогда еще просто благочестивый православный христианин - купец плыл на корабле по своим торговым делам, к нему пристал неправославный спорщик, желавший посмеяться над истинной верой.
Спорщик этот был посрамлен и в злобе своей решил отомстить. По прибытии в Аккерман он явился к местному градоправителю и сообщил, что среди прибывших купцов есть один православный, который готов отречься от своей веры и принять ислам. Градоначальник пригласил к себе святого Иоанна, приняв его с почетом. Когда же купец отказался похулить веру Христову и твердо исповедовал себя христианином, его начали жестоко мучить. Избивали палками из шиповника с таким зверством, что плоть мученика разлеталась на куски. Даже местные жители, привычные к разным жестоким зрелищам, были возмущены столь зверской расправой над невиновным. Мученика отволокли в темницу, где святой молился, благодаря Бога, удостоившего его исповедания истинной веры и омывания кровью своих грехов. Когда утром мученик вновь предстал перед градоначальником, Иоанн был совершенно цел и здоров, с просветленным неземным светом лицом.
Бешенство мучителей превратилось в беснование. Иоанна избили палками так, что даже внутренности его обнажились. Палачи привязали мученика за ноги к хвосту лошади, которая принялась влачить тело страдальца по улицам города. Местные иудеи бросали в него камнями, пока, наконец, кто-то из них схватил меч и отрубил Иоанну голову. Тело великомученика оставили лежащим на улице, рядом же была и отрубленная голова. Христине не осмеливались приблизиться к останкам великомученика, чтобы предать их земле.
Ночью местные жители увидели светящийся столп и множество горящих лампад над телом великомученика, а три светоносных мужа совершали каждение и пели псалмы. Один из иудеев решил, что это христиане пришли под покровом ночи за телом собрата. Он схватил лук и хотел пустить в них стрелы. И даже натянул тетиву, но стрела не улетела, а стрелок будто окаменел, оставшись неподвижным до самого утра, словно некая сила сковала его. Утром видение растворилось, а стрелок освободился от невидимых уз только тогда, когда рассказал собравшимся вокруг жителям города о постигшем его наказании Божием.
Градоначальник, пораженный сим известием, разрешил захоронить останки великомученика. Однако купец-клеветник, предавший Иоанна на мучения, и здесь хотел найти какую-то свою выгоду, надумав выкрасть тело из могилы. Но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Святые мощи были спасены и перезахоронены рядом с храмом, действующим и сегодня.
Спустя 70 лет, мощи были перевезены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву. По свидетельству летописцев, процессию с ее бесценным грузом встречали в Пояна Владикэй, около Ясс, митрополит и князь Александр Добрый со всею свитою вместе с народом, радостно приветствуя свечами, кадилами и благовонным миром. Князь-воевода, припадая к раке святого, обнимал многострадальные его мощи и, проливая радостные и обильные слезы, молил святого быть хранителем его державы.
После исцеления супруги господаря (князя) Александра Доброго Иоанна Сочавского начинают почитать во всей Румынии.
Честные мощи Святого Иоанна 2 июня 1402 года с великой честью были положены в митрополичьем соборе княжеской столицы. Многие получили от них чудесные исцеления.
В соборе мощи и находились до 24 июня 1589 года. Тогда, при князе Петру Хромом, они были перенесены из старой великокняжеской церкви в новый митрополичий собор с престольным праздником Св.Георгия в Сочаве, выстроенный в 1514-1522 г.г. Ктиторами собора были князья Богдан ІІІ и его сын Штефэницэ.
Одно из чудес Святого Иоанна Нового упоминает и Петр Могила, Митрополит Киевский. 2 июня 1622 года, во время нашествия татар на Сочаву, народ обратился к Святому великомученику, митрополит Анастасий (Кримка) отслужил всенощную службу и убеждал верных молить Бога о милости. После тройного крестного хода вокруг собора с Евангелием и мощами их собирались было спрятать в Сочавской цитадели. Но волы не могли сдвинуть повозку с места. Православные поняли, что святой не хотел, чтобы его перевозили в иное место, и защитит их, и продолжили молиться, чтобы крепость не пала жертвой неприятеля. Наутро же, заступничеством святого Бог послал шквальный ливень, река Сучава вышла из берегов. Татары не смогли переправиться к городу и в замешательстве отступили. Впоследствии день этот стали отмечать крестным ходом с мощами святого вокруг собора, с благодарением Господу Богу о спасении града своего по молитвам Святого великомученика Иоанна Нового.
В 1686 году в Молдову вошел с войсками король Польши Ян Собеский. При возвращении в Польшу он захватил и увез с собой и митрополита Молдовы, святителя Досифея, великого книжника (причислен к лику святых в 2005 году). Тот, опасаясь грабежей и бесчинств, взял с собой из Сучавы мощи Святого Иоанна, реликвии Церкви и документы митрополии. Честные мощи и святитель были привезены в Жолкву (Жолкиев), где святитель Досифей прожил до своей кончины в 1693 году. В течение 97 лет честные мощи пребывали здесь, в чужой стране, творя многие чудеса – ведь как православные, так и римо-католики прибегали к заступничеству святого. 13-го сентября 1783 года епископу Досифею (Хереску) из Рэдэуць (Радовецкий) удалось вернуть мощи Святого великомученика Иоанна Нового домой, в собор Святого Георгия. Это стало возможным, поскольку на то время и северная часть Молдовы (Буковина), где находится город Сучава, и часть Польши (с городом Жолквой) входили в состав габсбургской Австро-Венгрии. Мощи святого Иоанна встречали всем миром – почти три месяца их возили по городам и деревням северной Молдавии и лишь после этого вернули в митрополичий собор Сучавы.
Еще одно путешествие святыня Молдовы претерпела во время Первой мировой войны. Мощи были перенесены в Вену и положены в православной румынской часовне в этом городе.
25 июля 1918 года, с возвращением Буковины Румынии Святой Иоанн, покровитель Молдовы, вернулся вновь в Сучаву.
Из множества чудес, связанных со святым, не иссякающих и в наши дни, примечательно и такое событие 1898 года, когда одна знатная женщина тайно оторвала частицу пальца святого. Ее повозка не могла тронуться с места до тех пор, пока она не раскаялась и не вернула похищенного. В Патерике архимандрита Иоанникия (Бэлана) приводятся многие свидетельства чудесных исцелений от слепоты, немоты и паралича, совершившихся по молитвам к святому.
А что же Аккерман, который ныне зовется Белгород-Днестровский? В 1884 году частица мощей была перенесена сюда, на место мученического подвига святого. Ныне святыня пребывает в кафедральном Свято-Вознесенском соборе, а к тому месту, где находилась могила великомученика, тысячи паломников и сегодня направляют свои стопы или ползут на коленях от ворот до часовенки у древней церкви XIV века в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Находясь в Белгород-Днестровском, я побывал и в кафедральном соборе, где хранится частица мощей святого, и в часовне над местом древнего захоронения великомученика, и у источника, из которого, по преданию, брал воду святой, где сейчас оборудована купель, после омовения в которой многие болящие получают исцеление от недугов, есть подземный храм, украшенный мозаичной иконой в честь православного купца-исповедника из Трапезунда, принявшего мученический венец на аккерманской земле.
Однажды ко мне обратился за советом один знакомый, у которого мама уже несколько десятилетий страдала приступообразными головными болями. Все лучшие врачебные специалисты были задействованы, лекарственные препараты применены, но положительного результата добиться не удавалось. Больная находилась на грани отчаяния. Но то, что невозможно человекам, возможно Богу. Уповая на милость Божью и заступничество святого, я направил их поклониться святому великомученику Иоанну Новому Сочавскому на месте его мученического подвига и окунуться в купели с водой из чудодейственного источника. И чудо свершилось незамедлительно! На следующий же день боль ушла от этой женщины и, спустя годы, более не возвращалась к ней. Мне же, как скромному свидетелю явленного чуда и случайному советчику, достался огромный торт, испеченный благодарной женщиной.
В 2016 году я узнал о возможной паломнической поездке в Румынию с посещением праздничной литургии в День памяти святого великомученика Иоанна Нового Сочавского с поклонением его святым мощам. Итак, 2 июня 2016 года я был в Сучаве. Как и в 1622 году шел шквальный ливень. Вода лилась сплошным потоком, как во время нашествия татар. Но это не помешало тысячам богомольцев собраться в храме на богослужении, во дворе монастыря, на террасах келий, под открытым небом. Череда поклоняющихся честным мощам, казалось, не прекратит своего движения. Осеняющая всех благодать в этот день посеяла в сердцах душевный мир, ниспосылала благополучие в делах после посещения престольного праздника в Сучаве.
Строительство существующего ныне центрального храма монастыря Святого Иоанна Нового Сочавского, с престольным праздником Святого Великомученика Георгия Победоносца, было начато в 1514 году сыном Штефана Великого, Богданом ІІІ Слепым (правил с 1505 по 1517 годы) и завершено сыном Богдана – Штефэницэ (правил с 1517 по 1527 годы) в 1522 году. Величественное здание с небольшими отличиями повторяет форму и стиль церкви Правоверного князя Штефана Великого в монастыре Нямц.
Текст на камне над входной дверью в храм гласит: «По воле Отца и с помощью Сына и с исполнением Святого Духа, пожелал правоверный и любящий Христа ЙО БОГДАН ВОЙЕВОД, по милости Божией Господарь Страны Молдовы, выстроить Храм Митрополии Сучавы с престольным праздником Великомученика Победоносца Георгия. И начал строить в лето Господне 7022 (1514) и не сподобился завершить, и сын его ЙО ШТЕФАН ВОЙЕВОД, ПО МИЛОСТИ Божией Господарь Страны Молдовы, с Божией помощью, выстроил от окон вверх и завершил в году 7030 (1522), месяце ноябре 6-го, а храм был освящен рукой Святейшего Митрополита Кир Теоктиста».
Вплоть до второй половины XVII века монастырь Святого Иоанна Нового являлся резиденцией митрополитов Молдовы. Поскольку храм должен был служить собором Митрополии, то и пространство, предназначенное для проведения служб и обрядов, где присутствовали князь и его приближенные, отличалось от прочих храмов, выстроенных воеводами. Иным было место, отведенное захоронениям. Как и в любой митрополичьей или архиепископской резиденции, в Сучаве всегда были искусные каллиграфы, старательные резчики по металлу и дереву, диаконы – преподаватели румынского, греческого и церковнославянского языков. Действовала здесь и богословская школа, на которую особое внимание обращали выдающиеся митрополиты: Теоктист І, Теоктист ІІ, Григорий Рошка и Анастасий Кримка.
Храм выстроен в стиле церквей Штефана Великого, в форме креста. Есть привходная часть, пронаос, наос и алтарь. Привходная часть, через которую входят в великокняжескую церковь, была выстроена стараниями митрополита Вениамина Костаки в 1837 году.
Собор был расписан фресками, согласно византийскому канону, внутри и снаружи, в 1534 году, во время правления Великого князя Петру Рареша. Имена мастеров не сохранились. В 1906-1909 годах была проведена реставрация росписи, фрески были очищены от копоти и освежены художником Иоганном Виертельбергером. Второй цикл реставрационных работ был начат в 2001 году, в настоящее время он практически завершен.
Среди ценностей, принадлежащих монастырю, привлекает внимание гравировка по металлу, украшающая раку с мощами Святого Иоанна Нового. Это двенадцать серебряных пластин, установленных на деревянной раке из кипариса; как и фрески, они изображают различные эпизоды из мученического подвига Святого.
Его считают покровителем румынских царей и помощником в торговых делах, защитником от клеветы и зависти, по его молитвам Богом даруются исцеления от немощей и болезней, укрепляются в исповедании веры православной.
Границы времени условны. Поэтому наше обращение к святому великомученику Иоанну Новому Сочавскому всегда будет услышано сквозь толщу веков: «Радуйся, сосуде мира Христова неистощаем и неизчетных болезней врачеваний содержащь; радуйся, всем просящим благ изобильных подателю!»

Юрий Минин

Обложка журнала №072
Архив предыдущих номеров
2018 год:
0102
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005