Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ              

О масштабности мышления личности

Таинства и закономерности мышления личности интересовали ученых еще с древних времен. Проблемами постижения мышления и его связи с деятельностью людей занимались Сократ, Платон, Аристотель. Именно греческие философы первыми перешли от рассмотрения неживой природы мира к анализу человека и обратили внимание на важное значение особенностей мышления личности на результаты ее деятельности.
Выделяют следующие основные аспекты научного рассмотрения проблематики мышления: физиологические, медицинские, педагогические, экономические, управленческие, кибернетические и др.
Предметом нашего рассмотрения является, если можно так выразиться, деловое мышление. Его главная особенность состоит в тесной связи с необходимостью исполнения совокупности различных профессиональных функций, которые приходится выполнять человеку в процессе своей практической деятельности. Ведя различные работы, каждый профессионал по-разному проникает в сущность тех задач, которые ему поручено выполнять. Он не всегда в полном объеме может представлять или предвидеть результаты и последствия своей деятельности, их соответствие поставленным целям. В обиходе говорят, что это определяется умом человека. Немецкий ученый и публицист Георг Кристоф Лихтенберг еще в XVIII веке пришел к выводу, что ум человека можно определить по тщательности, с которой он учитывает будущее или исход своего дела.
Для характеристики ума личности ученые сегодня используют более десятка таких характеристик, как: гибкость мышления; жизненный и профессиональный опыт; уровень образования, уровень эрудиции и др. Но по-нашему мнению, разновидность используемых характеристик еще не исчерпывает все многообразие особенностей проявления мышления личностей. Не дает обобщающего представления об основной отличительной особенности одной личности от другой. А выявление такой характеристики имеет важное практическое значение не только для психологии, но и для таких смежных с ней научных направлений, как: педагогика, подбор кадров, экономика, политика, управление и др.
На наш взгляд, такой обобщающей характеристикой может служить масштабность мышления личности. Под масштабностью делового мышления нами понимается умение личности выходить за пределы конкретной деловой задачи и времени, в котором происходит ее решение, для нахождения оптимальных путей успешного достижения целей, стоящих перед конкретной личностью или обществом на данном этапе его развития.
Кёнигсбергский университет был основан еще в середине шестнадцатого века и, хотя являлся старейшим высшим учебным заведением Пруссии, не пользовался особым научным авторитетом в Европе, пока там не начал преподавать Иммануил Кант. Широта мышления этого ученого позволила ему успешно вести лекции по математике, философии, антропологии и другим дисциплинам. Но при оценке его профессиональных качеств традиционными характеристиками, широко практикующимися в педагогике и в наше время, к примеру, количеством иностранных языков, которыми свободно владеет преподаватель, Кант значительно уступал своим коллегам, работавшим с ним в одном вузе. Между тем, именно его работы по критической философии, написанные им в то же время, перевернули многие устоявшиеся представления общества, оказали громадное влияние на развитие европейской науки. Некогда рядовой университет в годы работы там Канта стал признанным центром передовой научной мысли. Такова сила масштабности мышления даже одной личности.
Присуща ли масштабность мышления людям физического труда или только - интеллектуального? На наш взгляд, эта характеристика мышления распространяется на все виды трудовой деятельности. Но «масштаб» мышления у них разный. Этим и объясняется, почему нами предложен именно такой термин.
Психологическая наука выделяет два основных компонента при рассмотрении способностей человека: задатки и склонности. Задатки носят врожденный, анатомо-биологический характер, а склонности - социальный. Первые заложены личности от рождения и не поддаются формированию, в то время как склонности - можно воспитывать и развивать. Масштабность мышления относится к задаткам личности. Задача психологов, педагогов и политтехнологов - как можно раньше выявлять, соответствуют ли задатки, определяющие масштабность мышления личности, уровню тех требований и задач, которые ставятся перед человеком социальным статусом, на который он претендует. К сожалению, на сегодняшний день психологическая наука еще не обладает всем арсеналом методик, которые обеспечивали бы полностью успешное решение такой задачи. Но даже и тот запас методик, которые можно использовать, как свидетельствует практика, применяется в Украине очень редко.
Так, с приходом к власти нового президента, как правило, наблюдается существенная смена губернаторов и ведущих специалистов областных администраций. Аналогичная картина фиксируется и при смене мэров или руководителей районов. Эти процессы связаны с формированием новых управленческих команд. Нами были проведены исследования лиц, назначаемых на эти должности и тех, кто зачисляется в резерв на их замещение, с целью определения степени психологической готовности для успешного решения тех задач, с которыми им предстоит сталкиваться в своей деятельности. Оценка производилась с помощью теста Кэттелла, который широко используется в украинской и зарубежной психологической практике. Оказалось, что более восьмидесяти процентов таких специалистов, по степени наличия необходимых личностных качеств, попадают в разряд профессионально непригодных. Хотя, как известно, этот тест предусматривает выявление только шестнадцати психологических характеристик, которые лишь косвенно отражают масштабность мышления личности. Дело, очевидно, в том, что в настоящее время комплектование управленческих команд на всех уровнях в Украине происходит не на научной основе, а в результате личных симпатий или других социально-психологических факторов. Что в значительной степени и сказывается на результатах их деятельности. Фактически первые лица областной, городской, да и районной власти в настоящее время, занимая свои посты, чаще всего, не имеют подготовленных команд. Следовательно, разработка научных основ оценки и учета такой важной характеристики личности, как масштабность мышления и научно обоснованных путей формирования управленческих команд, сможет существенно повысить социальную, экономическую и психолого-педагогическую эффективность результатов их работы.


Илья Стариков,

почетный доктор Национальной академии педагогических
наук Украины, профессор ННУ им. В.А. Сухомлинского.

 

Обложка журнала №073
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005