Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

      ИМЯ В СУДОСТРОЕНИИ      

К 80-летию Игоря Николаевича Овдиенко

Главный строитель авианосцев

В 2017 году исполнилось 35 лет с момента первого подъема военно-морского флага на тяжелом авианесущем крейсере (ТАКР) «Новороссийск». Хорошо помню это торжественное событие жарким летом 1982 года на Черноморском судостроительном заводе. Главными именинниками в тот день были: сам корабль и его главный строитель Игорь Николаевич Овдиенко. Позади было пять лет строительства «Новороссийска» и пять месяцев трудных заводских ходовых и государственных испытаний.
В 1978 году главным строителем всех военных заказов был назначен Игорь Николаевич Овдиенко, сменивший на этой должности Ивана Иосифовича Винника. После успешной сдачи «Киева» и «Минска» Винник стал заместителем директора завода по машиностроению. На долю Овдиенко, как главного строителя, выпал интереснейший период строительства трех авианесущих крейсеров – «Новороссийск», «Баку» и «Адмирал Кузнецов», а также разворота работ на наземном испытательно-тренировочном комплексе корабельной авиации «Нитка» в Крыму, в Саках.
Когда в начале 1982 года «Новороссийск» вышел на испытания, Овдиенко был назначен главным ответственным сдатчиком этого корабля. В испытаниях авианосцев участвовало около 1500 человек сдаточной команды – работники десятков цехов и подразделений ЧСЗ и контрагентских предприятий и около 1500 человек от ВМФ. Этот огромный коллектив имел массу проблем, помимо основной работы по испытаниям. Задача главного ответственного сдатчика – организация на корабле единой, четко работающей команды промышленности. Необходимо было также создать атмосферу взаимного доверия между командованием корабля, его экипажем, военпредами, Госкомиссией и сдаточной командой. За все годы испытаний этих кораблей никаких раздоров или неразрешимых противоречий между военными и работниками промышленности не было.

Об испытаниях «Новороссийска» вспоминает Игорь Николаевич Овдиенко:
«Новороссийск» был сложным кораблем, который трудно сдавался – и технически, и организационно. В первую половину испытаний, когда наслаивались вопросы, я спал два, максимум три часа в сутки. Это было нелегко. Я сам набирал план на очередной день и на неделю, и не потому, что некому было это сделать. При подготовке плана я переворачивал все необходимые для этого инструкции по обслуживанию, многократно перечитывал и всю программу испытаний, а это было несколько книг по 100-200 листов каждая, и я помнил их почти наизусть. На каждый день был основной план испытаний и запасной – если погода испортится или обеспечения другими кораблями флота не будет, или испытания сорвутся – всегда был запасной вариант. Мы не могли позволить себе потерять из-за нестыковок ни одного дня. На корабле было 3000 человек, и каждый день должен быть использован с максимальной отдачей. После набора плана в 3 часа ночи я обходил работающие вахты и все кубрики промышленности и не для того, чтобы найти какие-то безобразия, а для того, чтобы в это тяжелое время люди видели, что я честно работаю, как и большинство на корабле. Я всегда помнил, как директор Анатолий Борисович Ганькевич учил руководителей: «Вы должны своим примером показать другим, как нужно относиться к работе, и тогда вам будут доверять и вам будет легко работать». Думаю, что это мне удавалось. В конце испытаний все мы были удовлетворены тем, что сделали, и в такие короткие сроки.
После успешной сдачи «Новороссийска», в мае 1983 года И.Н. Овдиенко был назначен главным инженером Черноморского судостроительного завода, а в апреле 1986 года – директором завода им. 61 коммунара. С 1994 по 1998 годы он опять работал на ЧСЗ, теперь уже на должности генерального директора. Овдиенко много лет работал рядом с Винником, был его ближайшим помощником и заместителем. Их сотрудничество началось еще во время сдачи ПКР «Москва» в 1967 году, а потом укрепилось при постройке и сдаче судна космической службы «Академик Сергей Королев», ТАКР «Киев» и других кораблей, строившихся на заводе. Во многом их стиль руководства похож, но у каждого были свои методы достижения цели.
И все же нужно отметить общее и главное – и И.И. Винник, и И.Н. Овдиенко анализировали и просчитывали события на много ходов вперед. Имея дело с сотнями контрагентов и десятками цехов ЧСЗ, они с невероятной точностью определяли слабые позиции в графике постройки корабля, где завод столкнется с трудностями через неделю, через месяц или через год, и концентрировали усилия коллектива на этих направлениях. Была удивительна их способность на ежедневных производственных совещаниях, где присутствовали десятки руководителей, после двух-трех вопросов входить в самую суть проблемы, казалось, прочно скрытую толщей многочисленных решений, протоколов и различных мнений.
Добавлю, что сложившийся безу­словный авторитет главных строителей военных заказов И.И. Винника и пришедшего ему на смену И.Н. Овдиенко были бы невозможны без всемерной поддержки со стороны директоров Черноморского завода А.Б. Ганькевича, а затем и Ю.И. Макарова. Все эти люди были звездами первой величины в нашем судостроении.

Валерий Бабич, инженер-судостроитель, автор книг «Наши авианосцы» и «Город святого Николая и его авианосцы»


В знаменательные дни празднования 120-летия Черноморского судостроительного завода Овдиенко Игорю Николаевичу исполнилось 80 лет. Искренне поздравляем юбиляра с этой славной датой! Желаем огромного здоровья, бодрости и исполнения главной мечты – возрождения судостроения в Николаеве – городе корабелов.


Редакция благодарит главу наблюдательного совета ПАО «Завод «Экватор» Кантора Сергея Анатольевича за помощь в подготовке данной публикации.

 
Обложка журнала №075
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005