Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

     ИМЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ     

Похожий на Николаев - Гданьск

Весной 2018 года у меня была долгая экспедиция практически по всем интересным местам Польши. Это уютная, «умытая» и приспособленная для жизни страна. Причём различий между центром и спальными окраинами польских городов я не приметил: всюду ухоженные дома, отличные дороги и тротуары, у пешеходных переходов установлены удобные сенсорные переключатели светофоров.
Приморский Гданьск – конечно же, не исключение. Степень заботы городских властей о народе безошибочно раскрывает общественный транспорт и тротуары. По Гданьску бегают комфортные рейсовые автобусы, снуют скоростные трамваи и электрички, тротуары удобны и выделены полосы для велосипедистов. Но польский «велосипедный прогресс» шагнул еще дальше: на склонах дорожка покрыта склеенной каменной крошкой, препятствующей скольжению.
Первым городом, о котором мне хотелось бы рассказать, будет Гданьск, в чём-то напомнивший мне наш украинский Николаев. Первое упоминание Гданьска как города относится к 997 году. С тех пор он успел побывать частью Королевства Польского, территорией Тевтонского ордена, одной из спорных земель во время Тринадцатилетней войны, вернуться в Королевство Польское, войти в состав Речи Посполитой, а потом – Прусского королевства, превратиться в вольный город Данциг, снова отойти к Пруссии, затем – к Германской империи, и ненадолго – к Веймарской республике; почти на 20 лет вернуться в статус вольного города, а потом стать частью нацистской Германии... С нападения на полуостров Вестерплатте и захвата Польской почты в Гданьске началась Вторая мировая война, а с прыгнувшего через забор электрика по имени Лех Валенса – движение «Солидарность».

Последний исход населения случился в 45-м, когда с поделённых между победителями территорий были выселены немецкие семьи. Эта умалчиваемая страница истории вряд ли способна вместить в себя трагедию двенадцати миллионов этнических немцев – беженцев из нынешних Польши и Чехии. Территории искусственно заселили поляками, бежавшими, высланными и «добровольно переселившимися» из ставших советскими территорий. Говорят, современные немцы потому так лояльны к сирийским беженцам, что многие семьи хранят память о тех временах… На самом деле, Гданьск к Польше имеет малое отношение. Всю тысячу лет Данциг (ныне Гданьск) был немецким городом, и только в 1919 году в результате версальского договора был объявлен вольным городом. Но это мало что изменило: поляков там не было совсем, а тех поляков, которые там жили, сильно обижали и издевались над ними. Первое, что сделали фашисты, это попытались вернуть Данциг. С этого и началась Вторая мировая война. А Польше город перешёл уже в результате пересмотра послевоенных границ. Но некоторые немцы с этим втайне не смирились. У немецких туристов можно увидеть путеводители с заголовком «Данциг», что, конечно же, неполиткорректно.
Во время Второй мировой войны город был сильно разрушен, но поляки его очень тщательно восстановили, строго придерживаясь старинных чертежей, все порушенные статуи водрузили на свои места. В общем, проделали за двадцать послевоенных лет огромную работу, благодаря чему Гданьск является действительно уникальным городом. Сегодня те кто не знаком с историей Гданьска вряд ли догадаются, что очаровательные домики с треугольными крышами на улице Длуги Тарг – это постройки середины ХХ века. Кстати, у входа в некоторые церкви висят фотографии, на которых изображены эти сооружения после бомбежки. Стоит взглянуть на них, чтобы понять, какую огромную работу пришлось проделать реставраторам. Сейчас город по-европейски ухожен и моложав, впечатления «новостроя» не производит.
Архитектура Старого города – завораживающее смешение стилей: готика, рококо, ренессанс. Когда-то он строился на немецкий манер, но с причудливым сочетанием кирпичной церковной готики и парадного голландского ренессанса. В Гданьске дома стоят «плечом к плечу», такую застройку называют «островной» Узкие фасады, остроконечные крыши или аттики. Многие дома расписаны вручную и потому каждое здание кажется произведением искусства, друг от друга отличаются только окнами, крышей, цветом и декором. Так что, город выглядит в любую погоду ярко, празднично и весело. Да и вообще, Гданьск – настоящий рай для фотографов. Хочешь – фотографируй все вместе, хочешь – каждый дом отдельно. Для неспешных прогулок и наслаждения прекрасными видами старого города подходит улица Длуги. Гданьск иногда называют «северным Амстердамом». Действительно, здесь сходство уж очень бросается в глаза. Длинная улица (так ее название переводится с польского языка) – это кладезь архитектурных памятников периода Ренессанса. Гуляя по ней, обязательно обратите внимание на Городскую ратушу XV века постройки. Там находится городской музей. Рядом самая большая кирпичная церковь в мире – Базилика Девы Марии.
Улица Мариацка потрясает с первого взгляда, это шедевр архитектурной фантазии. Она начинается от Мариацких ворот и упирается в Мариацкий костёл (второй по величине в Европе!). Все дома на ней имеют оригинальные каменные крыльца, и перед тем как войти в дом надо преодолеть несколько ступенек. Кроме того, практически на каждом крыльце (или рядом) есть небольшие подсвеченные витрины с янтарём, которые поблескивают в лучах заходящего Солнца, что придает Мариацкой улице некую загадочность. Дома здесь выглядят более древними и более изысканными, с пристройками, похожими на террасы, с коваными и литыми перилами, с головами морских чудищ.
Не разочарует Гданьск и любителей культурной жизни. Здесь есть не только Национальный музей, в котором хранится известное полотно Ганса Мемлинга «Страшный суд», но и Музей янтаря и Исторический музей. Особенно впечатляет Морской музей, состоящий из нескольких филиалов. Его экспозиция главным образом посвящена кораблестроению и мореплаванию. Здесь можно увидеть старые корабли; первые яхты, пересекшие Атлантику, и полюбоваться картинами польских маринистов. Визитная карточка Гданьска – подъемный кран Журав. Интересное, уникальное сооружение, служившее с XIV века подъёмным краном, который не только поднимал грузы, но и корабельные мачты. При этом подъемный кран работал на механической силе: просто внутри находились крепкие ребята и ногами крутили колесо. Сейчас даже представить себе такое трудно!
Замечу, Гданьск и Николаев схожи не только обладанием интересными морскими музеями. Хотя оба города считаются морскими, надо потратить определенное время, чтобы доехать до «настоящего» моря. В случае Николаева, это Коблево, в случае Гданьска – это Сопот, пожалуй, самый знаменитый морской курорт в Польше. Добраться до него можно на 3, 5 и 6 трамвае. И хотя Балтийское море даже летом холодное, но один вид Сопота – это что-то совершенно особенное. Его ещё называют «Монте-Карло Севера».
Самым интересным местом в городе считается мол – деревянный пирс длиной в полкилометра, выходящий далеко в море, сооруженный 150 лет тому назад. Он самый длинный на Балтийском море! В разгар туристического сезона за вход на пирс придется заплатить несколько злотых, но вне сезона здесь можно прогуляться бесплатно. Ничего впечатляющего на моле нет, просто приятно прогуляться, подышать морским воздухом. Второй способ очутиться на моле бесплатно – приехать на рейсовом катере: все плавсредства, прибывающие в Сопот – высаживают пассажиров на этот мол.
Вблизи мола, на набережной находится здание самой комфортабельной и крупнейшей гостиницы «Гранд-отель» – памятник архитектуры, построенный в 20-ые годы в стиле «вильгельмского барокко». А какие в Сопоте чудесные домики! Вроде бы, ничего особенного, но эти балкончики, лепнина, цветочные украшения так и притягивают к ним взгляд. Интересно найти Лесную Оперу, именно там проходил знаменитый Сопотский фестиваль. Когда-то здесь блистала наша Алла Пугачева! Интересно, что Опера была построена в начале прошлого века, и с 20-х годов там также устраивался знаменитый на всю Европу «Вагнеровский фестиваль».
Невольно сравнил сопотский пляж с коблевским! В Коблево пляж – это центр жизни. Там можно искупаться, погулять, играть, дефилировать вечерами, и делать еще много чего. На Гданьском пляже всего этого нет: на нем можно только загорать и купаться. «Лежаков» и «грибков» нет, кафе мало. Только желтый песок крупного помола и Балтийское море. Пройтись по кромке моря проблематично, ноги вязнут в песке.
В Сопоте также можно недорого «затариться» янтарем, которого масса на рынке у входа на мол. Знатоков интересует самый редкий – белый янтарь, которого там в изобилии. Но у наших соотечественников он пользуется малой популярностью из-за его «пластмассового» вида.
Кстати, здесь вполне можно обьясняться на украинском языке. Польский язык достаточно близок к нашему, хотя, конечно, не настолько, что можно без подготовки понимать польскую речь. Но многое понятно. Во многих выражениях после некоторых довольно увлекательных раздумий можно найти аналоги в украинском языке. Если, например, бабушка на пляже говорит внуку: « Анджей, сойди с печи», после некоторых раздумий можно понять, что она просит его уйти с солнца в тень. Есть просто шедевры прочтения польских фраз, например: «салон урода». На самом деле это означает: «салон красоты». А реклама: «Твой склеп…близко», что означает: «твой продуктовый магазин… рядом». довольно зловеще звучит! Часто встречается объявление: «Заказано паление», означающее, что «Курение запрещено».
Добавлю, что цены в Польше вполне адекватны, а для «евровых» стран просто выгодны. Но и зарплаты в Польше в два-три раза ниже, чем, допустим, немецкие. Поляки трудятся в дальней загранице, а на их место приходят хорошо образованные, но совсем в других областях, бывшие советские граждане. Впрочем, об этом сейчас не пишет только ленивый… Хочется чтобы украинские граждане имели достойную зарплату прежде всего у себя в стране! Украина как европейская страна, не может гордиться тем, что её основным конкурентным преимуществом является дешёвая рабочая сила.

Текст и фото:Игорь Ермолаев

 
Обложка журнала №079
Архив предыдущих номеров
2019 год:
01
2018 год:
01020304
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005