Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

     НАЗЫВАЯ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ      

Шанс, или Утомленные демократией

«Ожидание несметных богатств стало одной из причин обнищания государства»
Тацит (1 век н.э.)

«Делай то что можешь с тем что имеешь там где ты есть».
Теодор Рузвельт (ХХ век н.э.)

Хвала небесам: и президентские, и парламентские выборы позади. Правда, еще ожидается в коридорах обретенной власти дележка портфелей и злачных (в смысле, хлебных) мест, премьериада и спикериада. Но нас, рядовых граждан Украины, это уже мало касается. Можно перевести дух и успокоить одичалое сознание, а заодно оглядеться. Да-а-а, наворотили мы, однако, делов. Фактически отправили в пешее эротическое путешествие весь украинский политикум: и власть, и оппозицию. Так нас достало постоянное вранье на фоне всеобщей деградации, клинический пафос и рост цен. А более всего достало ощущение тупика, из которого предлагаемый выход – это что-то вроде шаманского камлания на избитые темы. А жизнь-то одна… И вот теперь у нас президент -артист-комик, претендент (во всяком случае, он так думает) на премьерство – певец ротом, а самая большая фракция Верховной Рады на 80% состоит из людей, едва ли осиливших Конституцию Украины от корки до корки. «Законодатели», одним словом. О профессиональной подготовке ключевых чиновников новой администрации я боюсь даже думать без содрогания. Хотя на фоне Ульяны Супрун санитарка баба Маня – медицинское светило. Положение страны, между тем, что внутри, что снаружи, отнюдь не повод для радости. Утвержденный годовой лимит внешних заимствований уже превышен правительством Гройсмана, а ведь в этом году предстоит до 40% бюджета отдать в уплату уже существующих долгов. Золотовалютные резервы на 90% состоят из облигаций с мусорным рейтингом. Истекает договор о транзите газа по территории Украины. Напомним, что этот транзит обеспечивал порядка 3 млрд. долларов поступлений ежегодно без каких-либо чрезвычайных усилий с украинской стороны. Уже и Европейский союз выразил беспокойство по поводу заключения нового соглашения, но наши окопы хранят суровое молчание. Это лишь цветочки. Ягодки нас ожидают со стороны энергетики. В краткосрочной перспективе Украина в этом году впервые оказалась под нефтяными санкциями со стороны России. Пока их героически преодолевают с помощью американского танкера, но ведь это не благотворительность. Приходится тратить деньги и совсем не лишние деньги. Кроме того, благополучно провалена программа перевода электростанций на газовые угли, хотя кое-что все-таки удалось сделать. Но все равно нужен антрацит и закупать его придется… Догадайтесь где. Ну, конечно, в Пенсильвании! В среднесрочной перспективе еще интереснее. Из 13 рабочих атомных блоков, а они обеспечивают почти 60% электроэнергии вырабатываемой в Украине, половина уже выработала ресурс и работает на сниженной мощности и продленном режиме, а другая половина (кроме двух) выработает ресурс в ближайшие 10 лет. Для продления ресурса необходимо около 350 млн.евро на каждый реактор и очень тесное сотрудничество с разработчиком, то есть, с Россией. Можно, конечно, и ресурс не продлевать, и не сотрудничать, но тогда для консервации каждого блока потребуется порядка 400 млн.евро на блок… Что касается гидроэлектростанций, то по оценке международной комиссии, работавшей у нас весной, все станции Днепровского каскада находятся в аварийном состоянии, а две – в критическом. И эти проблемы нужно было решать еще вчера. Напомню, что основной статьей расходной части бюджета на ближайшие десятилетия у нас будет обслуживание внешнего долга. Причем, по соглашению о реструктуризации имени Ересько при росте ВВП более 4% платежи идут с переплатой в геометрической прогрессии. И какая удача! Правительство рапортует о росте ВВП в этом году где-то в пределах 5%. Как они ухитрились это сделать при дальнейшем падении уровня промышленного производства – великая тайна есть. Таким образом, основным вопросом, определяющим всю внутриэкономическую политику Украины, имеющим критическое значение, является наполнение бюджета. Иными словами, надо зарабатывать деньги. Любыми способами. Будем скромно надеяться, что новому президенту об этом доложат.

Международное положение Украины можно охарактеризовать одним словом – просак. То есть, положение между сразу тремя центрами силы без возможности как-то на них повлиять. Да, все усилия украинских правительств и особенно последнего были продиктованы стремлением уйти из постсоветского пространства и стать частью Запада. Да, огромной ценой, фактической гибелью большей части индустриального потенциала удалось минимизировать вовлеченность Украины в дела бывшего Союза. Но странным образом, уничтожив всякую возможность пророссийской деятельности в политической сфере, украинский правящий класс реально влияние России на украинскую политику только усилил. Посмотрите: у нас под Верховной Радой митинговали одни «агенты Путина», поскольку заседающие в парламенте другие «агенты Путина ведут страну к гибели», а разгоняли митингующих третьи «агенты Путина». В результате было принято множество решений, продиктованных не конкретными нуждами государства и населения, а реакцией на действительные или мнимые действия северо-восточного соседа. Стала ли наша страна частью Запада? Несомненно. Вопрос: а какой частью? Совершенно очевидно, что не той, на которую надеялись. Нет ни единого свидетельства того, что Украина хотя бы приблизилась к членству в содружестве, называемом «золотым миллиардом», который нам обещали пять лет назад, хотя миллионы наших соотечественников успешно «евроинтегрировались», так сказать, в личном порядке. Зато появились другие неприятные для нас симптомы в поведении и Штатов, и Европы. Так, впервые за все эти годы представители Еврокомиссии заговорили о «равной ответственности» за несоблюдение Минских соглашений. Раньше говорили только о России. А Соединенные Штаты прямо и недипломатично отвергли украинские инициативы по расширению Нормандского формата. Вновь избранного президента явно подталкивают к действиям, которые господин Порошенко считал для себя катастрофой, да и господин Зеленский похоже так же считает. А именно к прямым переговорам и нахождению компромисса с Путиным. Оно и понятно: сколько бы ни взывал президент Зе к западным инвесторам, в страну, ведущую войну никто из серьезных игроков не придет. А международных проходимцев нам не надо, своих хватает.

По некоторым правдоподобным слухам, некие западные структуры возлагают на президента Зеленского небезвозмездные надежды на снятие моратория на продажу земли и широкую приватизацию оставшихся активов, включая ключевые порты, с доступностью их акций для транснациональных компаний. Уже не слухи, а конкретная инсайдерская информация из кругов близких к президенту и парламентской фракции «Слуги народа», что вовсю идет подготовительная работа в этом направлении, включая списки предприятий, будущие законы и подзаконные акты. Проблема, однако, заключается в том, что все эти объекты, угодья и прочая, прочая отнюдь не бесхозны, даже находясь в государственной собственности. Все уже давно чье-то. Как это все можно отобрать и поделить в интересах иностранцев и не вызвать недовольство и сопротивление внутри страны? К тому же еще раз повторюсь: без прочного мира или хотя бы надежной заморозки конфликта не обойтись, а как на него посмотрят сотни (уже сотни) тысяч людей воевавших все эти годы, а, главное, что предпримут силы, наживающиеся на этой войне? А как себя поведут политические противники нынешней власти из числа профессиональных патриотов? Неужели тихо благословят и отойдут в сторону?
Тут нужно еще заметить, что как ни преувеличивают украинские «политолухи» возможности России, которая чуть ли не половину (а то и всю) ПАСЕ купила намедни, а возможности таки есть. Путин вовсе не обнаруживает (что бы ни говорили) стремления «захватить и поработить» Украину, но все его действия говорят о намерении превратить территорию нэньки из актива в руках Запада в пассив, в «чемодан без ручки», который рано или поздно, но придется выпустить, ибо себе дороже. Раздача российских паспортов сперва на Донбассе, а (как обещано) позже и по всей территории Украины говорит громче всяких слов.
Как в такой обстановке возможно проведение политики, направленной на достижение истинных национальных интересов? Политики, снижающей градус внутреннего конфликта, а не распространяющей противостояние на всю страну? Как снизить до минимума влияние мощных иностранных игроков, несомненно, преследующих собственные цели, не всегда (почти никогда) не декларируемые явно? Ведь это нужно как никогда.

Давайте порассуждаем, и для этого осмотримся по сторонам и, прежде всего, глянем на самих себя. Прежде всего, необходимо признать, что Украина находится в состоянии тяжелого кризиса. Выражается этот кризис, прежде всего, в болезненной ломке общественного сознания, изменении целеполагания и самого жизненного уклада миллионов людей. Все остальные признаки кризисного существования: деградация общественных институтов, деиндустриализация, архаизация хозяйственной и социальной жизни, а затем и депопуляция – лишь следствия этой ломки. Начался кризис не вчера, а с крушения Советского Союза и коммунистической идеи. И затем мы уже почти тридцать лет находимся в состоянии неостановимой трансформации Украины из одной из социалистических союзных республик (наиболее развитых и благополучных) в… неизвестно во что. «Как неизвестно?! – вскинется тут патриот и либерал. – Мы хотим быть нормальным европейским государством!» Пусть так, только на пути к такому «нормальному и европейскому» государству у нас все больше появляется примет среднеразвитой страны Латинской Америки. Да и сами европейцы ну никак не обнаруживают желания видеть Украину в своем содружестве. Чего стоит один господин Шульц, который будучи главой Еврокомиссии изрек: «Членство Украины в Евросоюзе не стоит на повестке дня, но мы не можем им об этом сказать».

А если кто-то полагает, что «нормальному» государству необходимо быть членом НАТО, то ему полезно будет прочитать недавнее интервью бывшего госсекретаря Кондализы Райс относительно перспектив Украины в Североатлантическом союзе. Перспективы эти – ноль.

Да, господа присяжные заседатели, мы находимся не внутри торжественного шествия демократии и украинства, а внутри кризиса тяжелой трансформации. Это нужно, наконец, осознать. Правда, не одни мы такие. Европа также находится в нехилом кризисе. Весь ХХ век прошел под знаком утраты могущества европейского христианства. Нынешний век их проблем пока не разрешил, зато новых добавил. Достаточно сказать, что по данным ООН к 2050 году все население западной Европы сократится на 12–13%, а трудоспособное – на целых 25%. К этому следует добавить и изменения в экономическом, религиозном и культурном пространстве европейских стран, которые грозят драматическими последствиями. Недавно друзья побывали в Париже. Впечатления: Нотр-Дам это хорошо и замечательно, но парижское метро – это пропахшая мочой помойка и такое впечатление, что Франция – африканская страна.

У американцев свой кризис, да еще какой! Открытая при Рейгане волшебная палочка экономического роста в виде безудержной кредитной эмиссии для поддержания платежеспособного спроса к президентству Обамы утратила всякую волшебность. Выяснилось, что огромный американский ВВП лишь на 9% состоит из того, что можно пощупать, а вместо американской промышленности надутый кредитами рынок стимулирует и развивает промышленность Китая. И хотя гигантский долг корпораций, домохозяйств и самого государства – это как бы долг самому себе, но долги одних – это активы других, а только обслуживание государственного долга сводит на нет всякий профит. И остановить машину кредитной накачки невозможно – немедленный крах. Выход предложил грубиян, мужлан, расист, сексист и еще кто-то там Дональд Трамп. С его приходом в Белый Дом всячески стимулируется возвращение американского промышленного потенциала обратно в страну. Интересы крупного американского бизнеса обеспечиваются всеми возможными средствами вплоть до военного шантажа. Америка осуществила прорыв в области нефтегазодобычи и теперь бросает вызов на рынке энергоносителей ОПЕК и России. Кстати, по этой причине сохранение транзита российского газа по территории Украины идет вразрез с американскими интересами. А главное в стратегии Трампа – по нашим долгам пусть платят другие. И что бы вы думали: таки платят! Кряхтят, а платят. И европейцы, и японцы, и даже Китай. Так что у Трампа есть все шансы переизбраться на новый срок, но… Менялам, привыкшим делать деньги из воздуха, это не очень нравится. Еще меньше трампизм нравится демократической тусовке, состоящей из политиков и прессы. Так что состояние внутренней политики Штатов вполне можно охарактеризовать словами: холодная гражданская война.

А вот в России трансформация, похоже, завершена. Страна-соседка возвратилась в привычное для себя состояние бюрократической империи периферийного капитализма. Хотя, правда, не доказано, что путинизм может существовать без Путина. Но ясно одно: пока в России есть армия и нефть, никуда она не денется. А вот тут мы подбираемся к самому интересному. Несомненно, незавидное положение, в котором оказалась Украина, во многом (даже слишком многом) определяется недостаточным качеством управления. Низкая компетентность и своекорыстие в атмосфере мелочной вражды и политических химер на самых верхних этажах власти и довели нас до полного разочарования в политикуме. Правда, пришедшие на волне всеобщего отрицания молодые да ранние рискуют разочаровать нас еще больше. И если это произойдет, то трудно представить, что может удержать государство. Разве что уже прямое внешнее управление. Новоизбранного президента это касается в первую очередь, ведь одержав столь оглушительную победу, он оказался в положении ответственного за все. Все, что кто-то в стране теперь сделает или не сделает, будет ему поставлено в заслугу или в вину, что по сути одно и то же, прятаться не за кого. И вот это обстоятельство дает Владимиру Александровичу Зеленскому и его команде уникальный исторический шанс, или даже ШАНС. Впервые в истории Украины одна политическая сила в состоянии объять все ветви власти сразу. А это значит, что демократическим путем созданы идеальные условия для осуществления кризисного менеджмента так нужного нашей стране. Не лишним будет заметить, что все государства, показавшие наибольшие успехи в экономическом и социальном развитии, проходили такой этап, будь то Германия с Японией или Сингапур с Южной Кореей. Но там кризисный менеджмент осуществляли оккупационные власти или авторитарные, практически диктаторские режимы. Мы тоже можем совершить успешную трансформацию в оптимальном направлении в условиях пусть несовершенной, но демократии. Нужна лишь политическая воля и четкое (не призрачное) осознание цели. Какие для этого потребуются инструменты? Прежде всего, крайне необходимо ясное понимание на каком мы свете. Довольно химер и пустопорожних лозунгов! Нужен полный аудит всего хозяйства, нужна перепись населения, в конце концов. Нужно знать, какие у нас силы в наличии, и какие можно привлечь в ближайшей перспективе.
Затем нужен опрос всего населения по наиболее острым и животрепещущим вопросам. Программа «Слуги народа» слишком аморфна, протестное голосование, которое вознесло ЗеКоманду, априори не имеет позитивного содержания. Каждый, кто голосовал за Зеленского, вкладывал в него свои собственные надежды и пожелания. В такой обстановке для власти очень велика опасность движения вслепую. Нужно знать точно – чего желает народ. Если президент Зеленский будет опираться в своей деятельности на реальные чаяния большинства населения, он приобретет достаточную силу для самых решительных действий, как в стране, так и за рубежом. Если же нет – повторит судьбу Ющенко, и это в лучшем случае.

Кризисный менеджмент предполагает единую волю и исполнительскую дисциплину. Демократические дебаты и прочий плюрализм допустим на этапе принятия решений, а когда решение принято, все должны работать дружно в одной упряжке. По этой причине внутри правящей команды – это касается и Офиса президента, и фракции в Верховной Раде, и правительства – должна быть налажена координация и взаимодействие. Для противодействия политической коррупции (занесению денег) императивный мандат и снятие депутатской неприкосновенности – шаги в правильном направлении.

На нынешнем этапе совершенно недопустима политическая мотивированность в назначении министров. Министр должен окончательно превратиться в фигуру чисто техническую. Хватит тащить политику в детские сады и прочие жилтоварищества. Компетентность и опыт – вот главные критерии для назначения на ответственный пост.
Из собранных кирпичей должна сложиться программа президентства Зеленского. Работы хватит не на один год. То, что было написано в предвыборный период для проформы, годится лишь как набор благих пожеланий. Мы все за все хорошее, против всего плохого. Нужно точно, в цифрах знать, какое направление наиболее востребовано. Но одно дело безусловно и безоговорочно превалирует над всеми остальными, и это ясно даже без опросов. Это установление мира на Донбассе. Война, пусть даже вялотекущая, изматывает государство и экономически, и морально. И чем дольше она продолжается, тем меньше шансов на воссоединение. Разумеется, никакие обещания скорого мирного урегулирования не следует воспринимать серьезно. Слишком велик клубок противоречий, слишком разнонаправлены силы участвующие в конфликте. Полное мирное урегулирование и возврат Донбасса в состав украинского государства возможны лишь в исторической перспективе. Но насколько протяженной будет эта перспектива, зависит от действий украинского руководства уже сегодня. И уже сегодня можно принять меры по снижению градуса ненависти в медиасреде. Уже сегодня можно предпринять действия, направленные на облегчение жизни наиболее обездоленных в зоне боевых действий. А сам конфликт следует заморозить по типу Приднестровья. А затем, медленно приобретая все новые возможности и новых сторонников, двигаться к воссоединению.

Следующим делом, которое касается буквально каждого, являются драконовские, бесчеловечные, убийственные коммунальные тарифы. Такое убийство пенсионеров, уничтожение покупательной способности населения, а с ним и малого бизнеса с последующим снижением базы налогообложения всего государства и стало главной причиной краха режима Порошенко. Но если президент Зеленский ничего не сделает для исправления ситуации, то он потерпит крах еще больший. Существуют серьезные выкладки мер, которые показывают, как можно снизить цены на газ для населения практически вдвое, нам же угрожают дальнейшим ростом цен на газ и электричество. Конечно, теперь вроде как до следующих выборов далеко и можно браться и за «непопулярная» меры. Но не следует пренебрегать тем фактом, что протестный потенциал в стране так высок, что если его не снизить, то до выборов можно просто не дожить.

Хозяйственно-экономическое взаимодействие с Российской Федерацией должно быть восстановлено хотя бы в области транспорта и энергетики. Это в интересах, прежде всего, Украины и украинского руководства. В любых переговорах слабейшей является та сторона, которая больше нуждается. В нашем случае это точно не Москва. Уже окончательно ясно, что вторая нитка трубопровода «Северный поток» будет достроена, потому что он нужен Германии. На финишной прямой «Турецкий поток» и «Сила Сибири». А Украине во чтобы то ни стало необходимо сохранить транзит газа по своей территории. Пора договариваться.

А вот соглашение об ассоциации с Евросоюзом должно быть пересмотрено. Под усыпляющие мантры об евроинтеграции нас подвели под такие квоты, что для большинства украинских производителей Новый год наступает уже весной. Зато для европейских товаров – зеленая улица круглый год. Должен быть установлен какой-то паритет. Тем более что на Евросоюзе свет клином не сошелся. Производителей товаров теперь во всем мире хватает.

Чрезмерная политизация экономических решений со стороны постмайданной власти привела к тому, что незаслуженно забытым оказался один из важнейших векторов украинской внешней политики и экономического сотрудничества – южный. Практически весь период независимости наш экспорт в страны юга и юго-востока непрерывно рос, становясь сравнимым с экспортом в страны СНГ. И сейчас развивающиеся рынки стран Азии и Африки являются единственной альтернативой утраченному рынку России и так и не приобретенному рынку Евросоюза. Кроме того, на юге за морем находится страна, положение которой во многом было сходным с нашим в недалеком прошлом. Но власти этой страны энергичными и разумными мерами за какие-то шесть лет фактически удвоили ВВП. Я говорю о Турции. Это страна, как и наша, не воспринимается Западом как полноценная, но успешно справляется с многочисленными проблемами. Самостоятельно справляется. Почему бы нам не позаимствовать турецкий опыт? Тем более, что географическая близость и уже существующие связи заметно облегчают все возможные направления сотрудничества. К тому же разворот внешней политики Украины на юг позволил бы нам успешнее торговаться и с Западом, и с Россией. А ведь есть еще Китай. Украина нуждается в опережающем развитии. Международный опыт показывает, что для такого развития совершенно недостаточно «невидимой руки рынка». Эта рука там приводила к прогрессу, где ею активно водило сильное государство. Самый яркий пример – Китай, но и вся юго-восточная Азия явила миру образцы успешного государственного вмешательства с далеко идущими последствиями. Украинское государство только тогда может быть сильным, когда держит в своих руках значительные ресурсы. В наших условиях это почти исключительно госсобственность. Финансовая мощь – это не про нас. Транзитный потенциал практически угроблен ради узкополитических интересов. Распродать все, включая землю, можно, но это можно будет сделать только раз. Затем деньги будут проедены, а проблемы останутся. Что же делать? Думать. Учитывать опыт других. Не заводить «священных коров». Торговаться, маневрировать, заключать альянсы. Помнить о своей выгоде, а также помнить, что времени осталось очень мало.

Александр Карманов



 

 


Ukrainian banner network
Обложка журнала №083
Архив предыдущих номеров
2020 год:
01
2019 год:
0102030405
2018 год:
01020304
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

Смотрите нас на Youtube


  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005