Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

             ЧТОБЫ ПОМНИЛИ            

Рыцарь николаевского судостроения

Я знал Юрия Ивановича со студенческих лет, проведенных вместе на кораблестроительном факультете НКИ. Вместе мы начинали работу на Черноморском заводе, и всю жизнь сотрудничали, по крупным судостроительным проектам, не будучи зависимыми друг от друга по служебному положению. Хорошие отношения позволяли нам всегда легко общаться и видеть друг друга с близкого расстояния.
Директорский корпус судостроения в советское время представляли люди, прошедшие большую производственную школу и успешно проявившие себя при выполнении сложных проектов. Общие черты, – высокий профессионализм, коммуникабельность, целеустремленность и государственные интересы. Была еще одна общая бытовая особенность директоров, – они не надоедали никому дома своим присутствием и жены справедливо считали их частью основных фондов предприятия.
Главными отличиями Макарова – директора от других эффективных директоров крупных судостроительных заводов, являлась его техническая эрудиция и абсолютная убежденность в собственной правоте, независимо от уровня рассмотрения вопроса. Его выступления на Коллегии или НТС Минсудпрома ждали клерки, коллеги и с удовольствием слушали. Говорил он с трибуны то же, что и с коллегами до заседания, не опасаясь, что это может не понравиться руководству. Он всегда лично готовил себе доклады и выступления, тщательно и придирчиво анализировал вспомогательные материалы, представляемые ему для подготовки.
В 1958 году, после окончания НКИ Юрий Макаров пришел работать на Черноморский судостроительный завод. Завод уже преодолел все трудности послевоенного восстановительного периода, – 500 фундаментов осталось после войны от взорванных строений и стапелей. Завод уже представлял собой полноценное многопрофильное судостроительное производство с развитым машиностроением и собственным кузнечно-прессовым и литейным производствами. Персонал завода был укомплектован высокопрофессиональным инженерным составом и квалифицированными рабочими.
Возвращаясь мысленно к тем временам централизованного управления промышленностью, сейчас трудно представить себе, что полностью разрушенный завод с новым коллективом через 13 лет после окончания войны отремонтировал 2 крейсера, построил 5 крейсеров, 2 из них остались недостроенными, в том числе, – тяжелый крейсер, 72 подводные лодки, 8 танкеров дедвейтом 10 тыс.т., 4 сухогруза дедвейтом 5 тыс.т.
Завод готовился в 1958 году к строительству серии больших морозильных траулеров (БМРТ), 2-х китобаз, невероятных по тем временам размеров (по 45тыс.т), 2-х серий универсальных сухогрузных судов дедвейтом 18 и 12 тыс.т., впервые строившихся в Союзе.
Многие наслышаны о преимуществах поточно-позиционного метода изготовления продукции. Но мало тех, кто понимает как сложна реализация простых принципов этого метода в судостроении, где поддержание постоянного ритма «главного конвейера» зависит от многочисленных поставщиков материалов, оборудования и четкой отработанности большого количества взаимосвязанных логистических и технологических процедур, обеспечивающих заданный ритм «главного конвейера». Такой «конвейер» был отработан и успешно применялся заводом при постройке подводных лодок пр.613 в период 1952–1957 годов. При переходе на новый вид продукции – траулеры можно было использовать только общие принципы и персонал, а также имеющиеся транспортные средства для блоков корпуса и грузоподъемные средства. Все остальное, – разработка конструкторской и технологической документации, адаптированной для блочно-модульного метода монтажа, размещение производства, технологические маршруты и графики движения сборочных единиц оборудования и «главного конвейера», организация управления потоками всех компонентов «конвейера» требовали разработки и внедрения.
В этой многолетней программе постройки БМРТ типа «Маяковский» и БАТ типа «Меридиан» (1958–1990 г.г.) принимало участие много эффективных профессионалов завода, в том числе, – Макаров Юрий Иванович, – строитель, главный конструктор завода, заместитель директора по траулерам (1974–1976 г.г.).
Апогеем достигнутого при серийной постройке БМРТ были годы, когда завод сдавал заказчику – 20–24 судна в год! Этот показатель сегодня представляется фантастическим.
В конце 60-х годов ХХ века началась поэтапная модернизация «стапельной» части завода, которая усиливалась в дальнейшем, по мере оживления интереса к авианесущим кораблям в центральных органах власти, и расширения технических возможностей базирования и боевого использования авиации с кораблей.
Главными объектами этой реконструкции должны были стать построечное место будущих авианосцев – стапель 0 со всеми другими производственными объектами, обеспечивающими его эффективное использование.
В 1976 году Ю.И.Макаров назначается главным инженером завода.
В 1977 году ГСПИ «Союзпроектверфь» заканчивает разработку проекта реконструкции.
Юрий Иванович, обладая большим опытом применения крупноблочного строительства судов, полученным при постройке траулеров и, получив полномочия главного идеолога реконструкции, со свойственной ему увлеченностью и компетентностью, сформировал команду профессионалов–энтузиастов, управляющих проектом реконструкции, предельно расширяющих возможности по массе корпусных блоков, их насыщению на предстапельной площадке и коммуникациям со смежными цехами.
В 1979 году Ю.И.Макаров назначается директором завода.
В 1981 году была закончена реконструкция стапельного комплекса и корпусного производства. Параллельно была проведена модернизация трубомедницкого, механомонтажного, достроечного и окрасочного производств, применительно к условиям крупноблочного строительства авианосцев. Технологическая оснащенность завода была подготовлена к постройке авианосцев с использованием современных технологий.
Один корабль – «Адмирал Флота Кузнецов» был полностью построен по новой технологии и сдан заказчику. Полученный опыт подтвердил правильность стратегии реконструкции и реальность возможностей значительного сокращения продолжительности постройки авианосцев, повышения эффективности производства.
Однако резко изменившиеся в стране политические и экономические условия не позволили продолжить дальнейшее освоение и внедрение крупноблочного метода постройки авианосцев.
К сожалению, этот уникальный стапельный комплекс завода и другие производства, способные обеспечивать постройку кораблей и судов различных типов с применением современных технологий не используется много лет по известным причинам, никак не связанным с именем Юрия Ивановича и его соратников.
Юрий Иванович не смог адаптироваться к новой жизни. Несмотря на присущий ему прагматизм, он не смирился с тем, что происходящее в стране, – осознанная политика и, что не будут строиться авианосцы и траулеры. Он считал, что это какая-то ошибка, которая будет исправлена. Превозмогая себя, согласился на предконтрактные переговоры с норвежским Заказчиком по размещению постройки танкера-продуктовоза дедвейтом 40 тыс.т., а позднее, – на постройку серии. Он ясно представлял, что переход на танкеры, – полная перестройка существующей структуры производства завода, – конец мечты.
Я уверен, что эти раздумья, переживания и неразрешимые проблемы стали источниками его болезней и преждевременного ухода из жизни.
Бездарная приватизационная волокита вокруг завода, при отсутствии государственной концепции развития и поддержки судостроения низвели крупнейший европейский центр судостроения до уровня судостроительной артели с музейным технопарком на площади 300 гектаров, с достроечными набережными и цехами, уникальными грузоподъемными средствами, в том числе, кранами грузоподъё­мностью по 900 т.
Вечная память Юрию Ивановичу Макарову – рыцарю николаевского судостроения!

Юрий Каменецкий, главный инженер, директор союзного проектного центра «Черноморсудопроект» в 1970-95 годах, по проектам которого было построено заводами Николаева, Херсона, Балтийского завода в Ленинграде 340 судов различного назначения, общим дедвейтом 6,5 млн. тонн, в том числе, на экспорт в 26 стран мира

 


Ukrainian banner network
Обложка журнала №083
Архив предыдущих номеров
2020 год:
0102030405
2019 год:
0102030405
2018 год:
01020304
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

Смотрите нас на Youtube


  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005