Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

              ДОРОГОЙ К ВЕЧНОСТИ             

У святого Пантелеимона

Какое значение имеет Святая Гора Афон для Православия – сказано и напечатано многое. И тем не менее, Святая Гора – это что-то мифическое для тех, кто только слышал или читал об этой святыне или мечтает – побывать на ней и вернуться сюда вновь для побывавших уже на ней паломников.
Притягательная сила этого уголка земли необыкновенная. Побывав здесь однажды, хочется возвратиться под покров Святой Божией Матери, в те места, которые связаны с жизнеописанием отдельных святых, основателей храмов, разными чудесными творениями; места, где верующие могут быть услышаны Божией Матерью, ощутить благодать Святого Духа, попросить помощи в исцелении, прощения за совершенные грехи.
Одно могу сказать, что об этом маленьком «винограднике Божией Матери» (Афон – 360 кв. километров суши, – прим. авт.) писали, рассказывали наши предки, будут писать и рассказывать наши современники и, поверьте, эта тема, как и наша Вселенная, бесконечна. В этом, может быть, и заключается какая-то Божественная тайна.
В июле 2019 года вместе с сыном Кириллом и внуком Иваном мы побывали в паломнической поездке на Святой Горе. Для меня с сыном это было третье паломничество на Святую Землю, но внук здесь побывал впервые.
Настрой у нас особый. Писатель Владимир Набоков заметил: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники».
С введением европаспортов в Грецию попасть не проблема. Взяв авиабилеты, мы в день вылета из Украины уже были в аэропорту Фессалоники. Теперь предстояла непростая по различным причинам дорога на Афон. Преодолев на автомобиле 125 километров от аэропорта, мы прибыли в небольшой городок Уранополис, расположенный на перешейке полуострова. Символично, что в переводе с греческого его название – Небесный град. В Уранополисе нам необходимо для посещения Святой Горы получить диамонитирион – специальное письменное разрешение, обязательное для всех гостей.
Сами документы получили в специальном офисе паломнической службы в Уранополисе. Для этого необходим был паспорт, и здесь же нужно уплатить пошлину – 25 евро с человека. Документ дает право пребывания на Афоне в течение 4-х дней и ночевки в любом монастыре. При необходимости срок пребывания можно продлить в столице Афонской республики – Карее.
Примечательно, что диамонитирион выдается только мужчинам, христианского вероисповедания, по причине действия аватона, запрещающего вход на полуостров женщинам и животным женского пола – согласно статье 186 действующего Устава. Нарушение запрета карается тюремным заключением от 2 месяцев до года. На Святую Гору не пускают мирян в обуви на босу ногу, в шортах, с серьгой в ушах или носу.
После получения документов мы пошли в сторону пирса, где уже стоял катер. Предъявив капитану диамонитирион и паспорта, мы поднялись на борт. Стоимость проезда на катере до нужного пункта назначения – 10 евро с человека. Через 30 минут мы уже были на пристани Пантелеимонова монастыря. Оформились в монастырской гостинице (по-гречески – орхондарик), расположенной вне стен монастыря – в конце пологой береговой террасы. Гостиница находится напротив монастырских ворот, почти у самого моря. Это огромное пятиэтажное здание называлось когда-то больничным корпусом, и поэтому последний его этаж занимала Преображенская больничная церковь.
По железному мостику прошли с террасы прямо на галерею второго этажа и поднялись по лестнице в холл. Здесь расположено хозяйство гостинника – иеромонаха, который занимается расселением паломников. Произведя соответствующие записи в журнале, нам определили паломнический номер на четвертом этаже.
В комнате расставлено 11 кроватей. Напротив входа находится выход на балкон с прекрасным видом на море. Вместе с нами в комнате остановились еще пять паломников. В 53 шагах от нашей обители – санитарная комната с душевыми.
Свято-Пантелеимонов монастырь – это русский монастырь на Святой Горе. Основан в ХІІ веке. Среди прочих монастырей он выделяется впечатляющими куполами церквей. Здесь находится и знаменитый, самый большой на Горе колокол, диаметр которого достигает 2,71 м, обхват – 8,71 м, а вес составляет 13 тонн!
В 1902 году в монастыре было 2000 русских монахов. Сейчас осталось около 40. К празднованию 1000-летия русского монашества на Святой Горе, которое широко отмечалось в 2016 году, были реставрированы и реконструированы многие постройки монастыря. С высоты птичьего полета монастырь напоминает маленькое, но богатое государство.
О храмах и часовнях, находящихся на территории монастыря, можно рассказывать часами.
В храме Святой праведной Еввулы (мать великомученика Пантелеимона) и священномученика Ермолая (духовный отец и учитель великомученика Пантелеимона) мы поклонились честной главе святого целителя великомученика Пантелеимона. В 2003 году этот храм освятил митрополит Онуфрий.
В монастыре хранится большое количество мощей мучеников и великомучеников, поклониться которым рад каждый странствующий богомолец. К счастью, мы были в их числе. Многое увидели, а сколько еще осталось вне поля нашего зрения… Даст Бог, может, что-то еще откроется нашему взору. Но на двух интересных историях я хотел бы остановиться.
Первая история. Справа от главных ворот к стене прикреплена больших размеров плита из черного гранита, на которой выбита многожанровая сцена, напоминающая всем, прибывшим в монастырь, о чудесном явлении Пресвятой Богородицы.
На плите воспроизведена фотография, запечатлевшая это чудо. Известно, что 21 августа (3 сентября) 1903 года в Свято-Пантелеимоновом монастыре свершилось чудесное явление Пресвятой Богородицы. В этот день во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография. После проявления фотопластины и распечатки фотографий оказалось, что на ней был запечатлен образ Божией Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братий.
Долгие годы этот негатив считался утраченным, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время страшного пожара 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции, затерялась на дорогах прошлого. И вот, спустя 110 лет, негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря.
По словам игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери, – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».
По случаю этого чудесного события в святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствующим на тот момент паломникам – розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.
Светописанный образ Пресвятой Богородицы вот уже более 100 лет глубоко почитается в святогорской обители, на Афоне и РПЦ. Светописанная икона внесена в официальный список чудотворных икон Афона, а день ее памяти является одним из Святогорских Панигиров. В 2013 году на заседании Священного Синода РПЦ в Киево-Печерской лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа / 3 сентября) был также внесен в месяцеслов РПЦ.
В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери.
Вторая история. Во время первой паломнической поездки в 2015 году на Святую Гору и пребывания в Свято-Пантелеимоновом монастыре молодой монах настойчиво приглашал нас посетить монастырскую костницу. Но это посещение не сложилось. Не смогли мы туда попасть и в 2016 году. Во время третьей поездки удалось посетить костницу. Сразу оговорюсь: очень сожалею, что это ознакомление произошло с третьей попытки. Почему? Вы поймете, прочитав эту историю до конца.
В храме Всех святых покоятся останки всех почивших братий обители. Этот храм именуется еще костницей, гробницей, костохранительницей или усыпальницей.
Согласно древней восточной традиции, кости почивших иноков на Святой Горе по прошествии нескольких лет извлекаются из земли, омываются и складываются в костохранительнице. Как и все костницы на Афоне, в Пантелеймоновом монастыре она выполнена в виде погребального грота с низкими сводами, напоминающего пещеру. Над гробницей в монастыре устроен храм Первоверховных апостолов Петра и Павла. Над входом в костницу вывешены выполненные масляными красками рисунки, предупреждающие всех входящих о том, что смерти избежать никому невозможно. И стихотворение монаха Виталия: «И мы будем такими…», написанное им в монастыре на Святой Горе в 1905 году.
В самой костнице Русского монастыря находится храм в честь Всех святых. Особенностью всех русских обителей на Афоне – Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов и других русских скитов и келий – является бережное отношение к останкам почивших братий. Их косточки и черепа находят последний приют в единой братской могиле – костнице.
В Пантелеимоновом монастыре после отмывания крупные косточки складываются в специально обустроенные строения за пределами храма, при входе в саму костницу. Внутри же на специальных стеллажах, имеющих каждый двенадцать полок, сложены в несколько рядов черепа. Их в костнице собрано более двух тысяч. Каждый череп подписан: с указанием имени, сана инока, его послушания (чем он занимался на Святой Горе) и даты смерти.
На отдельных черепах записан краткий некролог и пожелания вечного спасения или наставление от лица почившего к братии, составленное им еще при жизни на земле.
Интересную историю, случившуюся в костнице, поведал сопровождавший нас монах. Один паломник без благословения забрал небольшую косточку – фалангу пальца, с благовидным желанием иметь дома частицу мощей афонского подвижника. По возвращении с Афона домой этот неизвестный подвижник являлся во сне каждую ночь к паломнику и просил вернуть его обратно на Афон, упрекая такими словами: «Ах, зачем ты меня вывез в мир со Святой Горы?». Спустя какое-то время паломник вернул в монастырь мощи с покаянным анонимным письмом.
В костнице Свято-Пантелеимонова монастыря хранится череп с надписью: «Схимонах Амвросий Губернатор». Останки принадлежат Александру Владимировичу Болотову (3 октября 1866, Санкт-Петербург – 13 февраля 1938, Афон) – бывшему Пермскому губернатору и писателю. В бушующем в стачках и забастовках 1905 году приближенный Николая II, камер-юнкер А.В. Болотов получает назначение губернатором в Пермскую губернию. Без применения репрессий, а с позиций здравого смысла и дипломатии он успокоил народные массы, не потакая их чрезмерным требованиям против злоупотреблений владельцев заводов. После большевистского переворота вынужден эмигрировать за границу. 10 августа 1922 года в мир иной ушла его жена. Он как вынужденный изгнанник посещает Валаам, Святую Гору на Афоне, Почаевскую Свято-Успенскую лавру, чтобы найти молитвенные утешения после постигших его потрясений. 22 августа 1931 года Болотов вторично приезжает на Афон. 7 ноября этого же года поступает в число братства Русского Пантелеимонова монастыря, а 8 ноября 1931 года принимает постриг в рясофор с именем Амвросий. Имя Амвросий он взял не случайно, а в честь Амвросия Оптинского, которого лично видел и беседовал со старцем в Оптинском ските в июле 1886 года, будучи еще правоведом. Уже на Афоне, пользуясь благорасположением отца игумена Мисаила, он посещает обители Святой Горы, ее скиты и каливы. Болотов оставил большое
количество своих публикаций и журнальных статей. 13 февраля 1938 года после пережитой тяжелой болезни отец Амвросий скончался.
На последней полосе парижской газеты «Возрождение» от 15 апреля 1938 года в траурной рамке было напечатано короткое сообщение: «Бывший Пермский губернатор и Почетный Опекун Петроградского Опекунского Совета в звании камергера Высочайшего Двора Александр Владимирович Болотов, в монашестве о. Амвросий скончался 13/26 февраля сего года в монастыре Св. Пантелеимона на Афоне и там же погребен. Помолитесь о нем».
В храме Всех святых – братской усыпальнице Пантелеимонова монастыря еженедельно, по субботам, совершается панихида по почившим насельникам обители. На западной стене усыпальницы написано обращение к почившим подвижникам: «Молитеся за ны ко Господу, достоблаженнии и отцы и братия наши».
Прочитав стихотворение монаха Виталия, написанное им 114 лет тому назад, как-то по-другому смотришь на окружающий мир, быстро испаряется гордыня и впитывается в каждую клеточку тела прописная истина: все бренно и тленно в этом мире. Как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить».
Все когда-то заканчивается, и жизнь – тоже. Только смерть бессмертна.
Хочу предложить читателям познакомиться с полным текстом стихотворения монаха Виталия. Думаю, это будет не напрасно.

И мы будем такими…
Люблю бывать по временам
Где скрыта тайна жизни нашей,
Где, может быть, сокроюсь сам
Вслед за испитой смертной чашей.
Здесь я минуты провожу,
Томим уныньем неисцельно,
И здесь отраду нахожу,
Когда душа скорбит смертельно.
Смолкает чуть житейский шум,
И вместо мыслей горделивых
Приходит ряд суровых дум –
Судей нелестных, справедливых.
Передо мной убогий храм
Наполнен мертвыми костями,
Они свидетельствуют нам,
Что мы такими ж будем сами.
Немного лет тому назад,
Как жили те земные гости.
И вот ушли они в свой град,
Оставив нам лишь эти кости.
Не в силах были и они
Владеть собой в иную пору,
И между ними, как людьми,
Бывали ссоры из-за сору!
Теперь, довольные судьбой,
Лежат, друг другу не мешая;
Они не спорят меж собой:
Своя ли полка иль чужая.
Мы тоже гости на земле,
И нам лежит туда дорога.
Идем по ней в какой-то мгле,
Не видя вечности порога.
И святость любим и грешим:
Гонясь за счастием – страдаем;
Куда-то всякий день спешим
И то, что важно, забываем.
Боимся смерти и суда.
Желаем здесь пожить подольше,
Стараясь избегать труда,
И чтоб скопить всего побольше.
Не можем слова перенесть,
Иль чуть не ласкового взгляда,
А скорбных испытаний крест
Для нас мучительнее ада.
Других виним почти всегда,
Хоть сами Бога прогневляем,
Себя ж винить мы никогда –
И в самом малом не дерзаем.
Для личной прихоти своей
Готовы потом обливаться,
Не спать подряд и пять ночей,
Во все опасности пускаться.
Кривить душой на всякий час,
Безбожно совесть попирая,
И все, что только тешит нас,
К себе усердно загребая.
За честь всегда стоим горой,
Ценим труды свои и знанья.
И невнимание к ним порой
Приносит нам души терзанья.
Таков есть страстный человек,
Хвастливый бог земного рая!
Он суетится весь свой век,
Покоя день и ночь не зная.
И всем возможно дорожит,
Пока здоровьем обладает;
Когда ж болезнь его сразит,
Совсем другой тогда бывает.
Ударит грозный смертный час –
Душа готовая смутится…
И все, что дорого для нас,
Со всем навек должны проститься.
Бессильны нежности друзей;
Ничтожны ценности имений;
Они не могут жизни сей
Продлить хоть несколько мгновений.
Напрасно с помощью спешат,
И врач искусство изощряет:
Больному все трудней дышать –
И он, конечно, умирает.
Хладеет грудь и тухнет взор.
Все чувства рабски умолкают;
И нас, как будто некий сор,
Поспешно в землю зарывают…
Затем немного надо знать,
Что с нами здесь потом бывает:
Вот эти кости говорят –
Им наша совесть доверяет
Один момент – и жизнь мечта!
Зачем же столько треволнений?
Зачем вся эта суета?
И масса горьких наслаждений?
Мы забываем тот урок,
Который смерть нам повторяет.
Что жизнь дана на краткий срок,
И детства дважды не бывает.
О смерть, кому ты не страшна?
Кому ты только вожделенна?!
Блажен, кто ждет тебя как сна,
Кто помнит, что душа бессмертна.
И нет несчастнее того,
Кто вспомнить о тебе страшится;
Вся жизнь мученье для него,
И сей, однако, он лишится.
А там – для праведных – покой.
И радость вечно со святыми:
Для грешных – ад с кромешной тьмой
И участь их с бесами злыми.
Теперь, быть может, что иной
Одежды всякий день меняет;
Умрет – положат лишь в одной,
И той случайно не бывает.
А тот, кто даром мудреца
Владеет, Бога же не знает,
Умрет – не более глупца, -
Напрасно только жизнь теряет.
Недалеко уж этот срок:
И эта к вечности дорога…
Припомни мудрый тот урок:
«Познай себя – познаешь Бога».
Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь,
Что ты велик, и ты – ничто,
Что ты бессмертен и – умрешь.
Гора Афон, 1905 г. мон. Виталій.

Это стихотворное послание было, есть и будет актуальным во все времена для всех поколений. Мы были такими, как вы, а вы будете такими, как мы – напоминают нам косточки усопших. Сегодня в монастырской костнице вместе с посланием к нам монах Виталий оставил и свои косточки, которым мы с благословением поклонились со словами вечной ему памяти.

Евгений Горбуров, кандидат исторических наук, доцент ННУ имени В.А. Сухомлинского. Фото автора.

 


Ukrainian banner network
Обложка журнала №083
Архив предыдущих номеров
2020 год:
0102030405
2019 год:
0102030405
2018 год:
01020304
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

Смотрите нас на Youtube


  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005