Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

     НАЗЫВАЯ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ      

Куда ведут дороги Украины

«Бездорожье одолеть не штука, а вот как дороги одолеть?»


Как утверждал классик, пешеходов надо любить. Пешеходы составляют, несомненно, бо'льшую и якобы лучшую часть человечества. За годы своего существования они придумали множество полезных вещей. Создали цивилизацию и благоустроили Землю. В частности, это они придумали дороги, о чем свидетельствует наличие дорог в не знавшей колеса доколумбовой Америке. Впервые к массовому дорожному строительству тоже приступили пешеходы. Это произошло в Древнем Риме. Дорожная сеть пронизывала всю империю, на пересечениях дорог возникали сначала поселения, позднее – города, некоторые существуют и поныне. Причем о таких вещах, как развитие торговли и мобильность населения, римляне вряд ли задумывались. Их интересовала, прежде всего, логистика для армии. Завоевав земли каких-нибудь херусков и перебив верхушку племенной знати, римляне обычно отыскивали из «второго эшелона» самого мерз­кого типа и назначали его местным царьком или верховным жрецом. Римский прокуратор или наместник якобы напрямую не командовал. Этому типу поручались наиболее тягостные и неприятные для покоренных дела. В частности, собирать налоги и сгонять народ на строительство дорог и мостов. Сколько царек положит в свой карман сверх назначенного – это внутреннее дело этих самых херусков. Если восстанут и оторвут голову зарвавшемуся хапуге – что за беда. Восстание подавят и назначат нового царька, еще более мерзкого и гнусного. Главное, чтобы всю ненависть народа собирал на себя. А узнав, что рядом с херусками живут, скажем, еще не покоренные свевы, римляне выражали горячее желание помочь херускам расквитаться с вековечными врагами – свевами. И что из того, что племя было родственным и никаких особых неприятностей никогда не доставляло, но кто же откажется на халяву пограбить соседей, особенно в союзе и под руководством таких квалифицированных грабителей! Вот уже и дорогу до границы провели, и склады оружия, фуража и провианта заложили… Ну это так, к слову, что-то из современности навеяло.
И вот когда Земля приобрела наконец-то более-менее пригодный для существования вид, появился автомобиль. И появился в таком количестве, что не только занял все существовавшие дороги, но и потребовал немедленного строительства новых, а также – автостоянок, заправок, гаражей, автомоек и еще множества всяких вещей, которые ныне составляют немалую часть экономики любой современной страны. Обеспечивают сотни тысяч рабочих мест и прямо влияют на практически все отрасли про­мышленности и сельского хозяйства. Более того, через строительство дорожной инфраструктуры многие государства преодолевали последствия экономических кризисов или обеспечивали себе промышленный рывок. Так, «новый курс» президента Франклина Рузвельта в годы после Великой депрессии предполагал массовое строительство автомагистралей и мостов. Не беда, что люди работали за еду и за доллар в день, они не голодали, не сбивались в банды, а закладывали основы будущей промышленной мощи Америки. Не вчера было сказано, что дороги – это кровеносная система экономики и, если угодно, ее лицо. Быстро и надежно соединить источники сырья и энергии с производителем промышленной про­дукции, а того – с потребителем. Обеспечить бесперебойный, независимый от погодных условий, вывоз продуктов сельского хозяйства. Вот необходимый минимум экономического благополучия национального хозяйства. И, само собой разумеется, без совершенствования дорожной сети невозможен и экономический рост. Как же обстоит дело с дорогами на теренах, так сказать, Украины?
Невооруженным глазом заметно, что в последние несколько лет состояние дорог в нашей стране заметно ухудшилось, а поголовье автолюбителей выросло. По оценкам экспертов, по состоянию на 2020 год из имеемых в Украине 8200 км дорог международного значения в хорошем состоянии находятся 34%, в удовлетворительном – 46%, в плохом – 20% дорожного полотна. Из 5000 км дорог национального значения в хорошем состоянии – 42%, в удовлетворительном – 46% и в плохом – 32% дорог. Из 9900 км дорог регионального значения хороших – 15%, удовлетворительных – 54% и откровенно плохих – 32%. Нетрудно заметить, что чем ближе к периферии, тем дороги хуже. И это только по оценке полотна дороги, состояния развязок, оборудования знаками и пр. А каково состояние территории по сторонам съездов с автомагистралей? У нас практически не чистят насаждения, поэтому даже вполне приличные дороги часто идут как бы в лесном туннеле, что делается за относительно пологим поворотом уже совершенно не видно. Еще хуже, когда дорога состоит из разных по качеству частей, и с неплохого участка внезапно вылетаешь на участок с ямами и огромными наплывами от колес грузовиков. И таких дорог в Украине большинство. Даже на знаменитой трассе Киев – Чоп попадаются такие проблемы. Недаром же эта дорога в 822 км дает самое большое количество аварий. Николаевская область удостоилась сомнительной чести обладания самой плохой дороги Украины. До недавнего времени те 73 км дороги Н-14 на Кропивницкий, что проходят по территории Николаевщины, не то что дорогой – направлением нельзя было назвать. А всю прелесть очаковской трассы могут до сих пор оценить своими побитыми колесами и аборигены, и гости будущей базы британского флота. Но даже она не идет ни в какое сравнение с дорогой к жемчужине национального наследия – заповеднику «Ольвия». Не дорога – а настоящая полоса препятствий для военной техники. К счастью, по полям идет хорошо укатанная грунтовка. Правда, не успела закончиться осень, как и Очаков, и Парутино увидели ремонтную технику. Будем надеяться на то, что до снега ремонт закончат или, еще лучше, снега не будет вовсе. Такое может быть вполне. А вот без дождей вряд ли дело обойдется, и мы опять увидим знакомую картинку – асфальт, уложенный в лужи. Впрочем, лучше так, чем никак. Мы ведь привыкли, что едва законченный ремонт нужно начинать заново…
И наши дороги, и наши города сегодня выглядят перезагруженными. И это при том, что автомобилизация Украины заметно отстает от соседних стран. От окружающих нас государств бывшего Союза мы отстаем в среднем на 100 автомобилей на тысячу жителей, а от Европы – вдвое. К тому же у нас самый старый автопарк. Средний возраст легковых, грузовых автомобилей и автобусов у нас колеблется от 16 до 19 лет. И хотя автомобильная промышленность Украины фактически почила в бозе, к нам ежемесячно поступают из-за рубежа 8–10 тысяч автомобилей и, к сожалению, большинство из них – подержанные. К сожалению, потому что ни безопасности, ни чистоты воздуха это не добавляет. Поэтому нагрузка на дороги остается высокой и вряд ли снизится в обозримой перспективе. И, конечно же, наша местная специфика: за состоянием дорог в Украине имеет право надзирать, а значит, и вставлять палки в колеса любой практической деятельности, целое море контролирующих организаций. Страницы не хватит всех перечислить. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Как говорят в народе: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не забеременело». Поэтому решения о крупном дорожном строительстве или ремонте, да и вообще о любом важном и большом начинании в наших условиях, необходимо принимать на самом верху. Вот и в этом, 2020-м, году «наверху» принято решение о ремонте и строительстве более 6,5 тысяч километров дорог различной категории. Судя по тому, что у нас в стране один километр дороги 5 категории обходится в 11,3 млн грн, 4 категории – в 39,4 млн грн, 3 категории – уже в 69,6 млн грн, 2 категории – в 77,4 и, наконец, автомагистраль 1 категории в 170,6 млн грн на эти цели необходимы миллиарды гривен. И они выделены. Облгосадминистрации должны были получить 22 млрд грн, «Укравтодор» должен был получить 88 млрд грн. Источником финансирования выступил Дорожный фонд и некие международные финансовые организации. Кроме того, правительство разместило за рубежом бонды на 19,5 млрд грн. На дорожное строительство в значительной мере пошли и так называемые «деньги Газпрома». А их, как известно, немало – 3,5 млрд долларов.
Результат, как говорится, налицо. Работы ведутся на 266 объектах в 24 областях Украины. Из них 248 объектов – за счет средств Дорожного фонда. К работе привлечены как отечественные подрядчики, так и зарубежные, в частности, хорошо известная в нашей стране турецкая компания «Опич». Мы с вами видим у себя в области изменения к лучшему. Злополучная позорная трасса Т-14 на наших глазах закатана даже не в асфальт, а в бетон. Это очень важно, поскольку растет не только количество машин, но и нагрузка на полотно дорог от большегрузов. Но где же, так сказать, эпицентр дорожного строительства? Или усилия распределены по территории страны равномерно? Увы, но, не вдаваясь в подробности, скажем: упор, как всегда, на западе. Состояние дорог в Западной Украине всегда было лучше, чем на востоке или даже в центре. Это же западный фасад страны! Вот и теперь первой ласточкой стала трасса Львов – Меденычи в 47,5 км в исполнении все той же турецкой компании «Опич». И вообще, если проследить, как расходуются средства Дорожного фонда, то выясняется, что наиболее полно и продуктивно их тратят в Ивано-Франковской области, где на капитальное строительство и капремонт уходит до 80% выделенных средств. Остальные области довольствуются, в основном, ямочным ремонтом. В этом мы можем удостовериться прямо у себя под окнами.
Доставшаяся нам от прошлых веков дорожная сеть стареет, изнашивается, «устают» мосты, разрушаются съезды. Десятилетиями уже никак не могут достроиться мостовые переходы через Днепр, через Хортицу в Запорожье. Состояние двух николаевских мостов давно внушает тревогу. О каких-то новых масштабных стройках только говорят. И все же нельзя сказать, что в Украине совсем нет хороших современных дорог. Они есть, например, лучшей дорогой в стране признана трасса Одесса – Рени в 245 км. Очень хорошей и современной называют автомагистраль Чернигов – Сеньковка, ведущую к белорусской границе. Кроме коротких участков современных многополосных шоссе в окрестностях столицы, у нас отличаются качеством именно трассы, являющиеся продолжением международных. Но жаль, что не по всей длине. Приятным исключением является 81 км трассы Олешки – Скадовск. И это хорошо. Пусть гражданам будет легче ездить на детский курорт. К сожалению, поворот на Железный Порт уже такой радости не вызывает…
Да, пешеходов надо любить. Они тоже хотят есть и пользоваться благами цивилизации, которые им могут доставить только дороги. Еще их надо любить, когда они становятся пассажирами и автомобилистами. Они тоже имеют полное право на жизнь, свободу и стремление к счастью. А также – на безопасность и умеренные налоги. И первое, и второе, и, в особенности, третье невозможно без хороших дорог. Это прекрасно понимали еще древние римляне. Впрочем, их современники, китайцы, строили вместо дорог каналы, и ничего. Некоторые исправно служат и по сей день.

Александр Карманов

 

 


Ukrainian banner network
Обложка журнала №090
Архив предыдущих номеров
2020 год:
010203040506
2019 год:
0102030405
2018 год:
01020304
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

Смотрите нас на Youtube


  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005